ВВерх

Выставка «Искусство первой буквы»

Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, в каком бы виде она ни была исполнена, первое и главное её назначение: привлечь внимание читателя к началу текста. История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние инициалы были обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV - начала V века, от которой сохранились считанные листы. В начале каждой страницы художник составил большие красочные литеры из геометрических фигур наподобие мозаики.

На Руси буквицы появились предположительно в XX веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы. В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от таковых у кельтов, более спокойные и добродушные.

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно во многих книгах они тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только для художников, но и для мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев. У Ивана Фёдорова, одного из первых русских книгопечатников, был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц: тонкий, лаконичный и, в то же время, изысканный. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII веке. Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной.

16+