Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»
Выставка «Искусство первой буквы»
Выставка «Искусство первой буквы»
Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, в каком бы виде она ни была исполнена, первое и главное её назначение: привлечь внимание читателя к началу текста. История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние инициалы были обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV - начала V века, от которой сохранились считанные листы. В начале каждой страницы художник составил большие красочные литеры из геометрических фигур наподобие мозаики.
На Руси буквицы появились предположительно в XX веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы. В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от таковых у кельтов, более спокойные и добродушные.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно во многих книгах они тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только для художников, но и для мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев. У Ивана Фёдорова, одного из первых русских книгопечатников, был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц: тонкий, лаконичный и, в то же время, изысканный. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII веке. Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной.
16+