Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»
Выставка «Стили русского книжного орнамента»
Выставка «Стили русского книжного орнамента»
Главным орнаментальным украшением средневековой рукописной книги, как правило, была заставка. На протяжении 12-19 веков русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга, а временами конкурировавших между собой, орнаментальных стилей. Древнейшим из них был старовизантийский стиль, который главенствовал в 11-13 веках: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и правильность форм. В 13-14 веках его сменил чисто русский оригинальный тератологический (от греч. «тератос» — «чудовище»), то есть звериный стиль, возникший в Новгороде.
Так он называется по той причине, что инициалы и заставки, выполненные в этом стиле, представляют собой переплетённых ремнями или жгутами невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми углами, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. В 15-16 веках получают распространение балканский и нововизантийский стили. Заставки балканского стиля строго геометричны и состоят из правильных окружностей, квадратов, ромбов и восьмёрок с широкими петлями. Для балканского стиля характерны нежные травянистые, пастельные, изумрудные и ярко-красные тона. Нововизантийский стиль - подчёркнуто парадный и роскошный. Он возрождает в более изящных формах забытое золотописание, существовавшее до татаро-монгольского нашествия.
В 16 веке русские книжники знакомятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщательно перерисовывать характерные завитки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художественные элементы получают большую популярность в Московском государстве. Русские первопечатники Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Андроник Тимофеевич Невежа и Иван Андроникович Невежин, создавая стиль оформления печатных книг, использовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаментального стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором во второй половине 16-17 веков, украшены заставками, выполненными именно в этом стиле.
16+