ВВерх

Выставка «Невидимое искусство»

«Искусство fore-edge painting – или живопись на обрезе книг».

Революционное изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка в 15 веке подняло производство книг на другой уровень, не только широко распространяя знания, но и побудив художников и переплетчиков украшать обложки книг различными рисунками и иллюстрациями. К 16 веку венецианский художник Чезаре Вечеллио изобрел способ подчеркнуть красоту книги, нарисовав иллюстрацию на ее краях. Изображения, в основном портреты, легко просматривались, когда были закрыты обложки книги. Спустя столетие, в Англии, Сэмюэл Мирн, переплетчик для королевской семьи, развил искусство «исчезающей живописи» на переднем крае книги. Когда вы держите в руках такую книгу, вы даже не подумаете о том, что в ней есть такой «секрет», ведь, когда книга закрыта, вы не можете видеть изображение.

Способ рисования на обрезе страниц книги позволяет увидеть иллюстрацию только тогда, когда страницы раскрывают веером, и вы обнаруживаете магию в книге еще до того, как прочитали первые ее строки. В середине 18 века начался расцвет подобного искусства. На обрезах рисовали целые картины, портреты, пейзажи и даже сценки эротического содержания. Это мастерство достигло таких высот, что в книге могло быть скрыто сразу два рисунка. При сдвиге страниц в одну сторону был виден один рисунок, а при
сдвиге в обратную – совершенно другой.

Сегодня можно сказать, что «передняя живопись» - это исчезающая форма искусства из-за быстрого массового производства книг. Большинство исследованных и представленных образцов являются антикварными книгами, созданными ранее 19-го века. Но есть современный энтузиаст, который поддерживает и продлевает жизнь этой удивительной техники, единственный современный художник, работающий сегодня: Мартин Фрост, написавший более 3500 книг за последние 40 лет.