ВВерх

«В поисках идеала»: выставка к 155-летию Константина Сомова

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею художника, графика, одного из основателей журнала «Мир искусства» Константина Сомова (1869–1939).

«Он был... образцом большого мастера, который, обладая огромным талантом, считал необходимым очень упорно работать над каждой своей вещью, добиваясь совершенства техники и наиболее выразительной передачи своих внутренний переживаний», – писала о Сомове А. П. Остроумова-Лебедева. Благодаря одной этой цитате читатель может составить первое впечатление о художнике: обстоятельный, усердный, стремящийся к идеалу... Сомова ставят в один ряд с Врубелем, Бенуа, Серовым и признают его сильнейшую любовь к искусству. Его картины, будь то красоты петербургских пригородов с их парками, прудами, усадьбами, беседками или акварельные этюды Версальского парка, обладают «поразительным чувством цвета, декоративностью, своеобразной виньеточной узорчатостью». Много внимания сомовскому стилю уделяет книга Ирины Пружан «Константин Сомов» от издательства «Изобразительное искусство» 1972 года. Издание намечает главные линии в судьбе художника, но все же акцент делает именно на творчестве. Пейзажи, портреты – а именно они составляют значительную часть поздних работ Сомова – будто «приоткрывают свои секреты», обнажая истории их создания.

Полистать сомовские картины предлагает альбом «Константин Андреевич Сомов» от издательства «Искусство» 1973 года. Издание интересно тем, что в нем еще приведены работы художника в качестве иллюстратора, например, читатель сможет увидеть титульный лист книги «Театр» 1907 года или фронтиспис книги стихов В. И. Иванова «Cor Ardens».

Отчасти продолжает книжную тему в творчестве художника работа Е. В. Журавлевой «Константин Андреевич Сомов» от издательства «Искусство» 1980 года. Автор пишет так: «С именем Сомова связана эпоха возрождения традиций книжного и журнального оформления в России, эпоха, когда усилиями Сомова и его друзей, деятелей "Мира искусства", удалось поднять книжное дело на высокий уровень». Издание удобно поделено на главы, где прописаны этапы сомовской жизни: детство и мастерская Репина, рождение «Мира искусства», и, что примечательно, вся третья глава книги посвящена традиции и новаторству в книжной графике Сомова, виньеткам, заставкам, экслибрисам, иллюстрациям и многому другому. «Сомов делал многочисленные эскизы для табакерок, для ювелирных изделий, вееров, вышивок мешочков, бальных платьев. Ему не казалось зазорным заниматься "подобными мелочами", так как и здесь он мог проявить свой вкус и мастерство, мог способствовать изживанию безвкусицы».

Пожалуй, самая любопытная книга на выставке – это сборник «Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников» 1979 года от издательства «Искусство». «Записи и письма К. А. Сомова дают широкую панораму культурной жизни России, Германии, Америки и Франции на протяжении четырех десятилетий, включающей не только изобразительное искусство, но и литературу, музыку, театр». Простого читателя книга «зацепит» в первую очередь живостью сомовских писем, где автор делится событиями из жизни, сетует на неудачи или радуется успехам: «Уехал я из Парижа "довольно довольным": моя мистрис Морган, лицо которой я только что закончил набело, сказала мне, что я сделал frappante no ressemblance, plus jeune et plus jolie (поразительно похожей, более молодой и более красивой) и что живопись очень хороша. Я с этим последним, конечно, не согласен, но все же рад, что мною довольны...»

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству. Ждем в гости!

Выставка будет работать весь ноябрь.

Автор и фото: И. С. Гаврикова

16+