Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»
«Русская книжная миниатюра»
«Русская книжная миниатюра»
Традиция книжной миниатюры пришла на Русь из Византии, и в течение нескольких столетий сформировался русский стиль оформления книг. В 12-16 вв. искусство книжной миниатюры достигло расцвета. Живописцы создавали, в основном, миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Поэтому в своём творчестве они ориентировались на образцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Миниатюрами исторического содержания украшали летописи. Известнейшими «лицевыми» (т.е. иллюстрированными) летописями являются Радзивилловская летопись конца 15 века и Лицевой Летописный свод времён Ивана Грозного. Последний был справедливо назван одним из исследователей «исторической энциклопедией 16 века». Лицевой Летописный свод представляет собой настоящее рукописное «издание» русской истории 12-16 веков во многих томах; текст украшен большим количеством красочных миниатюр: их насчитывается около шестнадцати тысяч.
В 17 веке искусство русской книжной миниатюры обогатилось, восприняв некоторые принципы западноевропейской живописи и гравюры. В середине и конце 17 века в России наступил настоящий расцвет золотописного дела. Три крупных книгописных мастерских - Посольского приказа, Оружейной палаты и Патриаршего дома - выпускали сотни книг и грамот, украшенных золотописными миниатюрами, заставками и инициалами. В 18 веке российская книжная миниатюра окончательно европеизировалась. Черты древнерусского искусства сохранила только старообрядческая книга.
Ссылки:
- Сборник старообрядческий. - XVIII в. (нач.). - 472 л. - 4°. - Содержание: «Богодуховная книга Диоптра Душезрительное зерцало» / Монотроп (л. 1-252); «Житие преподобного Григория Декаполита» (л. 253-327); «Слово Палладия Мниха» (л. 328-472). - Полуустав трех почерков. - Украшения. Многокрасочные миниатюры, заставки, колофоны. Киноварью: заголовки, тонкие инициалы с орнаментальными отростками. - Переплет: XVIII в. – доски в коже, с тиснением. Обклейка крышек и припереплетные листы невержированной бумаги XIX в.
- Триодь постная и цветная с евангельскими стихирами на крюковой ноте. XVII в., 70-е – 80-х гг. - 4° (196 х 148). Л.: 1, 1-148, II =148, II л.