Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею советского живописца и графика, Народного художника СССР Александра Дейнеки (1899−1969).
«Я добиваюсь для своего искусства нахождения таких форм, которые давали бы мне возможность переносить форму с плоскости в объем, из графики в живопись, от гуаши переходить в мозаику. Возрождение не имело конфликтов между скульптурой и живописью, тонкой чеканкой и монументом. Возможно, это накладывает несколько необычный характер на мои вещи. Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописки на холстах», – говорил Дейнека. Издательство «Изобразительное искусство», приводя эти слова художника в двухтомнике 1989 года, посвященном живописцу, уже как бы наводит читателя на размышления о характере творчества Дейнеки. Его известные работы − «Оборона Петрограда», «Бег», и другие – в действительности строятся на фактуре, философии действия, на любви к живому рабочему городу. Обусловлено это «неразрывной связью судьбы Александра Дейнеки с эпохой строительства социализма». В. П. Сысоев в монографии, помещенной в первом томе, размышляет о становлении живописца, рассказывает о детских годах и первом вдохновении, об учителях и рождении у художника собственного стиля. Автор уделяет много внимания плакату и книжной графике в творчестве Дейнеки, картинам с суровой героикой с одной стороны, лирике, свету и празднику – с другой.
Насладиться картинами художника, не отвлекаясь ни на что второстепенное, предлагают альбомы 1981 и 1977 гг. из серии «Образ и цвет». Издания знакомят читателей с творчеством художника, который «с эпической широтой охватывает явления действительности, несет в себе партийную целенаправленность и радостный оптимизм, рожденный достижениями и победами нашего народа».
С интересной стороны раскрывает художника издание из серии «Избранные детские книги советских художников» 1982 года. В ней Дейнека – иллюстратор, подаривший свои рисунки книге Н. Асеева «Кутерьма». И здесь, казалось бы, в детской книге, где приветствуются яркие краски и светлые оттенки, художник не изменяет себе. Ю. Герчук пишет: «Он (Дейнека) решительно переносил приемы плаката и мотивы журнальной графики в свою станковую живопись, и она наполнялась от этого резкими ритмами времени. И в книжках, и в картинах Дейнека не стремился дать своим любимым персонажам отчетливые индивидуальные характеристики. Его больше привлекает в них общее, объединяющее, то, что кажется ему характерным и важным вообще в современном человеке. Он ищет собственный, весьма далекий от классики канон красоты – напряженное, мускулистое тело, сформированное физической работой и лишь отшлифованное спортом». Книга не останавливается только на работах Дейнеки, в ней также можно больше узнать об Обществе станковистов (1920-е годы) и состоянии детской иллюстрации того времени: «Художники ОСТа дали детской книге новый графический язык, изменили ее интонацию, почерк и темп рисунков, резко сблизили с тем, что рисовалось в эти годы для взрослого зрителя и читателя».
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству.
Выставка будет работать до конца мая.
Автор текста и фото: И. С. Гаврикова
16+