ВВерх

Выставка «От марксизма к идеализму»

Отделом социально-экономической литературы подготовлена выставка-просмотр, посвященная 145-летию русского философа и публициста Николая Александровича Бердяева.

Николай Александрович Бердяев – русский философ, публицист, представитель экзистенциализмa.

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, председателем правления Киевского земельного банка. Мать, Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год – на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале Neue Zeit была напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.

В 1903–1904 гг. принимал участие в деятельности Союза освобождения. В 1913 г. написал антиклерикальную статью «Гасители духа». За это он был приговорен к ссылке в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. В результате этого он провел три года в ссылке в Вологодской губернии. До своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две – «Смысл творчества» и «Смысл истории». Участвовал во многих событиях культурной жизни Серебряного века, вращаясь в литературных кругах Петербурга и принимая участие в деятельности религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 г. Бердяев основал Вольную академию духовной культуры, просуществовавшую три года (1919–1922). Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. Первый раз был арестован в 1920 г. в связи с делом так называемого «Тактического центра». Во время этого ареста, как вспоминает Бердяев, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский. Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 г. В мемуарах он пишет: «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из Советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу». После отъезда 29 сентября 1922 г., которое состоялось на так называемом «философском пароходе», Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Шелером (1874–1928), Кайзерлингом (1880–1946) и Шпенглером (1880–1936). Сочинения немецкого философа Франца фон Баадера (1765–1841), по словам Бердяева «величайшего и замечательнейшего из бёмеанцев», привели русского эмигранта к трудам религиозного мистика Якоба Бёме (1575–1624).

В 1924 г. он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала русской религиозной мысли «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

В 1942–1948 гг. был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Умер Бердяев в 1948 г. в своем доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.

Похоронен в Кламаре на городском кладбище Буа-Тардьё.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философии, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества – свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация – невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование – творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

На выставке представлены работы Н. А. Бердяева и книги о его жизни и деятельности. Выставка расположена в отделе социально-экономической литературы (3-й этаж, правое крыло). Она продлится с 11 по 31 марта 2019 г.