ВВерх

Московский печатный двор

В фонде Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького сохранились издания крупнейшей в русских землях типографии XVII века: Московского печатного двора. В этот период было напечатано не менее 750 изданий, выходивших тиражами от 1000 до 1200 экземпляров. Часть изданий выходили двойными, а то и тройными «заводами». Большая часть книжной продукции XVII века, выпущенной Московским печатным двором, имела религиозную направленность. Только в конце 40-х гг. этого века стали печататься светские книги. Первоначально Московский печатный двор размещался в Кремле, а в 1620 г. для него было построено новое здание на Никольской улице, сильно пострадавшее во время пожара 1636 г. Вскоре после этого были возведены двухэтажные каменные палаты, состоящие из четырех изб-печатен, а также нескольких мастерских: словолитня, рисовальня, рудня и кузница.

Для полиграфического оформления московских изданий первой половины XVII века характерно отсутствие титульного листа, привычного для современного человека. Впервые в продукции печатного двора титульный лист появился в 1649 г. в светском издании «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Но прошло больше десяти лет, прежде чем титульные листы стали обязательными в изданиях Московского печатного двора. Произошло это в 60-х годах XVII века. До этого времени в московских изданиях выходные сведения печатались на последней странице: в колофоне или послесловии. В 1660 г. сразу в двух изданиях был введен титульный лист: в Псалтири и Анфологионе. В дальнейшем титульный лист стал частью всех изданий.

Художественное оформление московских печатных изданий XVII века включало, в основном, декоративный орнамент. Исследователи делят орнаментальные украшения московских старопечатных книг на следующие виды: заставки, выделявшие начало текста; концовки, фиксировавшие конец текста; инициалы, или буквицы, вязь, также использовавшиеся для обозначения начала текста; рамки, применявшиеся для украшения титульного листа, иллюстраций и наборных полос. Все эти элементы в основном выполнялись в технике гравюры на дереве (ксилографии). Иллюстрации редко использовались в изданиях печатного двора. В основном это были изображения лиц, считающихся авторами церковных книг: евангелистов для Евангелий и Апостолов, царя Давида для всех Псалтирей, Ефрема Сирина для его Поучений и т. д. При необходимости в тексте типографы Московского печатного двора печатали гравюры.

Представлены иллюстрации из книг:

  • Минея служебная, июль . – Москва: Печатный двор, 08.02.162
  • Минея служебная, май . – Москва: Печатный двор, 03.1693 (7201) . – л.: 1 тит., 1–318, 1–16 = 335 л.; 2°
  • Иоанн Златоуст. Толкование на деяния; Андрей Кесарийский. Толкование на апокалипсис. Т. 1–2. – Москва: Печатный двор, 07.1712.
  • Евангелие. – Москва: Печатный двор, 10.1716.
  • Новый завет. – Москва: Печатный двор, 02.1702

16+