ВВерх

Лучший фантаст России — пермский писатель

Пермский писатель Евгений Филенко стал лауреатом премии имени братьев Стругацких.

Его произведение «Очень странные миры» (18+) получило «Семигранную гайку» в номинации «Художественная проза». В своей номинации пермяк обошёл именитых конкурентов – Андрея Столярова и Виктора Пелевина.

«Очень странные миры» – роман из цикла Евгения Филенко «Галактический консул», повествующий о приключениях Константина Кратова, дипломата, который решает сложнейшие проблемы в разных мирах Галактического братства.

Евгений Филенко родился в Перми, с детства проявлял интерес к творчеству, писал тексты для капустников, написал юмористическую пьесу о Фантомасе, киносценарий-пародию «Тайна кормовой свёклы». 



Сотрудники библиотеки им. А. М. Горького взяли интервью у победителя.

1. Евгений Иванович, вас называют третьим братом Стругацких, Вы с этим согласны?

По правде говоря, для меня было бы честью считаться даже внучатым племянником Стругацких. Эта газетная метафора основана на отчетливом сходстве наших «литературных вселенных». Не стану скрывать, «Мир Полудня», выстроенный Стругацкими в оптимистический период их творчества, служил для меня «путеводной звездой». Когда классики разочарованно отошли от утопической темы, я самонадеянно счел, что смогу развить ее и продолжить. Поскольку в 2007 году я получил «Бронзовую Улитку» за роман «Бумеранг на один бросок» от самого Бориса Натановича Стругацкого, а этот год завершаю с АБС-Премией за пятую книгу эпопеи «Галактический Консул», очевидно, кое в чем я все же преуспел.

2. Как Вы считаете, какое Ваше фантастическое произведение получилось наименее фантастичным, наиболее вероятным в настоящем, ближайшем будущем?

Наверное, роман «Гигаполис». Это полицейская история, стилизованная под технотриллер. Было заключено пари, что я не сумею написать фантастический роман за месяц. Я сумел и выиграл, хотя издать книгу удалось много позже... Действие романа датируется 2022 годом, и уже понятно, что мои пессимистические прогнозы - мрачная атмосфера, проблемы с экологией, социальная усталость - в целом оправдались, а оптимистические, увы, нет. Уральский регион не превратился в технологическую агломерацию, а высокопрофессиональные и кристально честные силы правопорядка так и остались самым главным фантастическим допущением.

Да, есть еще сборник новелл «Мухосранские хроники», но назвать его фантастическим было бы преувеличением. Это городская проза вне времени и пространства, с этаким легким налетом вымысла.

3. Опишите себя как планету, какие на ней условия, что на ней произрастает и кто обитает?

Я - покрытый толстым слоем вечной мерзлоты астрономический объект, лишенный атмосферы и потому безжизненный, что в мрачном одиночестве несется в космической пустоте вдалеке от светил. Но в подземных океанах, согретых близким соседством с ядром, происходит непонятная, медленная, флегматичная жизнь. И гигантские обитатели теплых вод редко утруждают свои мыслительные аппараты праздными размышлениями о том, что творится по ту сторону ледяной оболочки.

4. Евгений Иванович, какой персонаж из любого Вашего произведения наиболее любим и дорог?

Мне сложно сочинить что-нибудь стоящее, если я ни испытываю симпатии к главному герою. Все они мне дороги, хотя, не скрою, кое к кому я за эти годы охладел. Сейчас мой фаворит, а точнее любимица - девушка Маша, специалист по разгадке тайн, героиня цикла новелл «Энигмастер Мария Тимофеева». Она находится в прямом, хотя и дальнем родстве с народным умельцем Виктором Тимофеевым, персонажем моей первой книги. Эта нескладная, романтически настроенная особа влюблена в человечество и всем желает только добра. У нее яркая средиземноморская внешность, живой ум и странное чувство юмора… словом, она идеальна.

5. У всего есть начало. С чего началась история любви между Вами и фантастикой, как вы к ней пришли?

У меня такое чувство, что в детстве я ничего, кроме фантастики, и не читал. Первая книга была «Доктор Айболит», по ней я в четыре года тайком от всех научился грамоте. Мои родители читали немало, но фантастику не особо жаловали. Однако неким чудом в семейной библиотеке оказалась красивая, толстая и невероятная «Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова. Последовала нормальная реакция неофита: «Я тоже так хочу!» С тех пор я пишу беспрерывно, хотя и с затяжными паузами…

Первое законченное произведение имело вид фантастического романа объемом в одну ученическую тетрадку. В наши дни мало, кто способен на подобный шедевр минимализма. Событие имело место в 1961 году, когда я учился в первом классе, и ни в какой связи с полетом Юрия Гагарина, как можно было бы предположить, не состояло. Что-то там было про экспедицию на Юпитер…. Роман был отправлен в конверте в Пермское книжное издательство и скоро вернулся с короткой убийственной рецензией.

Но жизнь состоит из циклических форм. Поэтому спустя немалое время тот же самый редактор, что некогда меня заклеймил, отправил в печать мою первую книжную публикацию. А еще много позже я стал лауреатом всероссийской премии имени И. А. Ефремова.

6. Пермь для Вас родной город. Пермь как фантастическая локация, какая она?

Боюсь, моей фантазии недостаточно, чтобы увидеть в родных серых улицах, в хаотических скоплениях безобразных строений, где я вырос, живу, и, по всей видимости, закончу свой век, что-то вдохновляющее, побуждающее к творчеству. Можно использовать эти унылые декорации под «ужастик» с маньяком или восставшими мертвецами. Но маньяки и зомби наверняка окажутся такими же, унылыми, тусклыми, беспритязательными и скоро сами собой вымрут от тоски, никому не навредив и никого толком не напугав.

7. Чем бы вы занялись, не придя в писательство? Может, был запасной план, другая дорога в Ваше будущее?

Не скажу, что в юности имел наклонности к планированию. В ту пору всякая биография аккуратно укладывалась в избранную после школы колею. У меня была профессия программиста, в которой я уверенно двигался по карьерной лестнице и скоро достиг руководящих постов. В 25 лет заведовал лабораторией в научно-исследовательском институте. Не рухни в одночасье советская власть, сейчас я имел бы ученую степень и командовал отделом какого-нибудь столичного НИИ. Писательство же было способом заполнения интеллектуального вакуума, чем-то большим, нежели просто хобби.

Впрочем, в середине 70-х годов я был близок к тому, чтобы покончить с литературой и заняться музыкой, хотя только что в газете «Молодая гвардия» печаталась моя большая повесть «Бездна». Я играл на гитаре, сочинял музыку и тексты, вроде бы неплохо пел. Успел побывать фронтменом в нескольких рок-группах и поруководить эстрадным оркестром. Так что выбор был неочевиден.

Решающую роль сыграла встреча с выдающимся знатоком фантастической литературы Александром Лукашиным, который заманил меня в клуб любителей фантастики «Рифей». Из клуба все перспективные молодые литераторы впоследствии переместились в литературное объединение при местном отделении Союза писателей, которым руководил известный пермский писатель Лев Иванович Кузьмин. В фантастике он понимал немного, но представления о писательской профессии внушил нам всем вполне основательно. Через «Рифей» были установлены контакты с московскими структурами, и мы стройными рядами потянулись в легендарную «Малеевку», на всесоюзные семинары молодых фантастов и приключенцев. Там с собратьями по перу не церемонились, за научную безграмотность и художественные огрехи «лупили» наотмашь. Когда «Малеевка» закрылась, нас приняло Всесоюзное творческое объединение при центральном издательстве «Молодая гвардия», где, напротив, любили и привечали всех без разбору, даже полных бездарей. Семинары проходили в Ялте, Риге, всюду, где были дома творчества писателей. А еще ВТО регулярно издавало сборники семинаристов, поддерживая в них неугасимую жажду творчества. Практически все ныне действующие мэтры российской фантастики прошли школу «Малеевки» или ВТО, а зачастую обе.

8. Евгений Иванович, у вас есть история, связанная с библиотекой?

Не история, а яркое воспоминание. Нас, учеников английской спецшколы, однажды решили приобщить к библиотечным таинствам и организовали доступ в книгохранилища Горьковки. И не просто в закрома, а в раздел литературы на иностранных языках. Для меня это был культурный шок. Найти ориентиры в этих бесконечных книжных стеллажах было немыслимо! Точно помню: там были журналы с взрослым содержанием, но не они меня влекли, а дурно сверстанные, на плохой бумаге, англоязычные издания о космонавтике и польские журналы о кино с кадрами из западных фантастических фильмов.

9. Как библиотекари, мы сталкиваемся с мнениями разных людей. Некоторые из них говорят, что не знают с чего начать и что из фантастики прочесть. Дайте совет начинающему читателю-фантасту.

Наверное, тут ничего нельзя советовать. Всё очень индивидуально и зависит от внутренних потребностей читателя. Времена книжного дефицита прошли, сейчас есть фантастика на любой вкус. Я могу лишь скромно посоветовать, чего читать не следует. А именно: истории о «попаданцах», с художественными достоинствами ниже плинтуса, пропитанные духом тупого реваншизма и ложно понимаемого патриотизма. Р-романтическую фэнтези, где девочки-ведьмочки «охмуряют» драконов и темных властелинов. Юмористическую фантастику, где ни юмора, ни фантастики нет и в помине.

И вообще, по моему разумению нет литературы лучше русской классики. Гоголь, Чехов, Довлатов… далее по личным пристрастиям.

10. Евгений Иванович, есть ли такая знаменитая фантастическая вселенная, с которой Вы бы были готовы соединить «Мир галактического консула»?

Разумеется, есть. Это «Мир Полудня», впервые описанный братьями Стругацкими в их великой гуманистической утопии «Возвращение / Полдень, XXII век». Других вариантов не вижу. Наши вселенные чрезвычайно изоморфны, различаясь лишь в несущественных социально-экономических нюансах. Но общего у нас больше, чем различий: бескомпромиссный гуманизм, личная свобода, неограниченные перспективы самосовершенствования. Кстати, последняя книга о Галактическом Консуле, выпущенная в издательстве «Престиж Бук» в этом году, так и называется: «Возвращение в Полдень».

11. Если бы сняли кино по Вашей книге, то по какой бы? И кого бы Вы пригласили в режиссеры, актеры?

На самом деле, кино можно снять на каком угодно литературном материале, хотя бы даже по букварю для первого класса. В то же время есть литература, словно бы специально готовая для экранизации, и это явно не мои тексты. Впрочем, вполне укладывается в жанровые рамки молодежного юмористического сериала «Сага о Тимофееве». Студенты, любовь, немного технической магии…, что еще можно желать?

Из новелл про Машу Тимофееву получился бы еще один сериал, авантюрный с романтическими мотивами. Только где же найти актрису на главную роль!

В этом году у меня сразу в двух сборниках опубликован рассказ «Умножение сущностей». Вот он, похоже, идеально подходит для экранизации: один герой, хотя и во многих лицах, одна локация, минимум действия и много легкомысленной болтовни. То, что нужно, для дерзновенного дебютанта, осваивающего жанр. К слову, друзья в «Фейсбуке» посоветовали на главную роль Евгения Миронова. Да разве ж я против?!

12. Приближается Новый Год. Что бы Вы хотели пожелать читателям в будущем году?

Много читайте и размышляйте над прочитанным.

Изживайте в себе серость. Боритесь с соблазном снова влезть на дерево и отрастить хвост.

Творите добро, избегайте низостей, живите в гармонии с собой.

И берегите себя, вы неповторимы.

Источники

Фото

  • Е. Филенко, личный архив.