ВВерх

«Король метафор»: выставка к 125-летию со дня рождения Юрия Олеши

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею писателя, драматурга, поэта, сатирика, автора сказки «Три толстяка», романа «Зависть» Юрия Олеши (1899−1960).

«Он порой как бы наивно удивлялся все вновь и вновь открывающейся ему красоте мира, отнюдь не в ее абстрактном понимании, а в самом конкретном, и именно это конкретное и обыденное казалось ему иногда фантастически прекрасным. Его художественное мышление было метафорично, а метафоры открывали действительность по-новому, так зорко он умел и любил видеть». Во вступительной статье к книге «Ю. Олеша. Пьесы» от издательства «Искусство» 1968 года автор вышеуказанных строк П. Марков проливает свет на характер и творчество Олеши в контексте его театральной деятельности. Талантливый драматург Олеша «понимал, что именно в театре проблема нового человека, обнаружение его самых сокровенных, иногда подсознательных чувств и мыслей становились ощутимо конкретными – и вместе с этим возникало и их философское осмысление. Над своими пьесами Олеша всегда работал вместе с театрами». Именно театр позволил писателю широкими яркими мазками реализовать свое видение мира. Поэтому его пьесы, и детская, забавная «Три толстяка» с множеством ярких образов, с фееричной цирковой атмосферой, и острая, взрослая, в поисках истины, пьеса «Список благодеяний» – остаются интересным материалом для анализа, а самое главное – для чтения или перечитывания. В книгу вошли пьесы, статьи о театре и драматургии, а также фотографии со спектаклей и кадры из экранизаций произведений Юрия Олеши.

«Поразительно, но почти все, собранное в этой книге, создано молодым человеком всего за пять-шесть лет», – пишет Виолетта Гудкова во вступлении к изданию «Юрий Олеша. Зависть» от издательства «Вагриус» 1999 года. Одаренность писателя, как говорит Гудкова, выразилась в раннем успехе: «хлынул поток журнальных и газетных статей, начались переводы на европейские языки, посыпались приглашения лучших театров. Постоянны и мучительны его темы (схожи сами слова): от способов советского переустройства общества, в котором "самая замечательная личность – ничто" и поглощающий всех и вся насильственный коллективизм, − до навсегда любимой Одессы, описания которой, ее виноградные лозы и цветущие изгороди неожиданно вспыхивают посреди московского пейзажа». Тем не менее, творческий путь драматурга, несмотря на громкий старт, приведет к затяжному кризису. Как скажет Эммануил Казакевич на смерть Олеши: «Это был писатель крупного таланта, но у него не осталось сил, чтобы в условиях нашего времени дать свой максимум. От этого он пил, от этого умер. Он был ни на кого не похож. Он всю жизнь приспособлялся, но, в конце концов, оказалось, что он не из гнущихся, а из ломающихся. Оказалось, в конце концов, что он твердый человек, не идущий на уступки, но не настолько твердый, чтобы при этих обстоятельствах еще и писать». Книга включила в себя роман «Зависть», «Три толстяка», рассказы «Пророк», «В цирке», «Человеческий материал» и другие.

Малое собрание сочинений от издательства «Азбука» 2020 года помимо избранных произведений Олеши предлагает читателю воспоминания и статьи писателя, например, его живые впечатления от первой встречи с Ильфом: «Ильф был чрезвычайно сдержан и никогда не говорил о себе. Он относился к себе иронически. Это был худой юноша, с большими губами, со смеющимся взглядом, в пенсне, в кепке и, как казалось нам, рыжий». Или, как никогда, понятными и близкими звучат его размышления о литературе в «Записках писателя»: "Казалось бы, если книга меня поразила, я должен запомнить ее во всех подробностях. Однако происходит обратное. Конечно, я помню сюжет, содержание, образы, но что-то забыто, какие-то места уходят из памяти. При повторном чтении они появляются неожиданно. Причем за несколько страниц до такого места я начинаю испытывать близкое к радости беспокойство. Ведь это одно из приятнейших воспоминаний, когда ты узнал, догадался, вспомнил!».

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству! Ждем в гости!

Отдел литературы по искусству (4 этаж, левое крыло)

Дополнительная информация: Миронова Елена Владимировна, тел.: +7 (342) 236-20-98 (доб.109)


Фото: И. С. Гаврикова

16+