ВВерх

«Конь с огненной гривой»: выставка к 145-летию со дня рождения Петрова-Водкина

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею художника, теоретика, педагога, автора узнаваемого шедевра «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (1878−1939).

Творчество Петрова-Водкина – яркая страница в русской культуре. В формировании собственного стиля он опирался на многие, уже существующие направления, при этом, не утратив собственного «я». Его картины узнаваемы, иногда пугающе тревожны («Хаос»), некоторые – экзотичны («Алжирская женщина»), другие же – не нуждаются в представлении («Купание красного коня»).

«Символами его произведений стали трехцветка и сферическая перспектива», – пишет старший научный сотрудник лекционного отдела Третьяковки В. Донец, автор альбома «Кузьма Петров-Водкин» из серии «Великие мастера живописи» 2011 года от «ОЛМА Медиа Групп». Опираясь на анализ, как известных, так и редко публикуемых работ художника, читатель сам сможет составить впечатление о характере творчества Петрова-Водкина. «Автор знаменитой картины "Купание красного коня" был не только художником, но и мыслителем, чье представление о мире, людях и предметах земного бытия нашли отражение в живописных полотнах – неповторимых портретах, нежных натюрмортах и трогающих душу жанровых работах». Издание приводит краткую хронологию значимых дат.

Подробнее на обстоятельствах жизненного пути останавливается фундаментальный труд Наталии Адаскиной «К. С. Петров-Водкин. Жизнь и творчество» от издательства «БуксМАрт» 2014 года. «Автором критически рассмотрен большой объем публиковавшихся ранее литературных источников и архивных документов, а также введены в научный оборот многочисленные материалы разных лет: юношеский дневник, официальные документы, материалы русской и иностранной периодики. В книге рассмотрены все виды и жанры искусства, которыми занимался Петров-Водкин; помимо станковой живописи анализируется его работа в рисунке, монументальных росписях, театральном оформлении разных лет. Деятельность Петрова-Водкина – художника, писателя, теоретика, педагога – впервые рассмотрена как единый процесс художественной эволюции». Для удобства книга предлагает деление на главы, соответствующие юности, становлению и взрослению известного живописца. Анализируется идейное содержание картин, нюансы техники, культурное влияние; педагогическая деятельность, череда выставок, огромный успех на фоне постоянно меняющегося мира.

Во все времена люди выражали личные переживания на бумаге: в дневниках и письмах к родным и близким они делились самым сокровенным. Сборник «Петров-Водкин К. С. Письма, Статьи. Выступления. Документы» 1991 года от издательства «Советский художник» позволяет читателю не только судить о жизни и творчестве мастера, но и расширить свое представление о художественной жизни 1900−1930-х годов прошлого века: «Вчера я получил твое письмо в деревню, где мы на даче. Не писал тебе очень долго, все не хотелось беспокоить тебя своей болезнью. Дело в том, что в декабре прошлом заболел я гриппом, а в феврале оказалось, что у меня легкие не в порядке. Доктора и профессора разные утверждают, что это старый вялый процесс, а я-то все хвастался, что у меня грудь здоровая – а вот извольте».

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству.

Выставка будет работать весь ноябрь.  

16+


Фото:И. С. Гаврикова