ВВерх

Книжная выставка «Сердцу милый блеск»

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку, посвященную торжественному открытию летней резиденции русских императоров в Петергофе (1723).

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа – своеобразный триумфальный памятник в честь выхода России к Балтийскому морю. Как отмечает книга «Фонтаны Петродворца» от издательства «Советский художник» 1983 года, «Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя. Начало строительства Петродворца датируется 1714 годом. В 1723 году формирование Петергофского дворцово-паркового ансамбля было в основном закончено. К этому времени сложились почти все планировочные элементы Нижнего парка и Верхнего сада, построены Большой дворец и дворец "Монплезир", сооружена водоподводящая система фонтанов». Издание раскрывает подробности создания Петергофа, особенности его эксплуатации, описывает людей, принимавших участие в его судьбе, рассказывает о непростом периоде его реставрации. Внимание уделяется каждому фонтану, в том числе знаменитым «шутихам», каскаду «Шахматная гора», «Самсону» и др.; все описание сопровождается фотографиями.

Особое внимание Петергофу уделяет прекрасно оформленное издание «Дворцы Санкт-Петербурга» от издательства «Слово/Slovo» 2003 года. Часть, посвященная Петергофу, также не обходит стороной историю: «15 августа 1723 года в Петергоф пригласили иностранных послов, состоявших при русском дворе, и Петр Великий с гордостью демонстрировал гостям свое любимое детище – дворец и фонтаны». Особую прелесть изданию придают иллюстрации: качественные фотографии залов, убранств дворца, фонтанов, задерживая внимание читателей на самых маленьких деталях, незаметных с первого взгляда.

Страницу о Петергофе можно найти и в книге М. Яровой «Архитектура» из серии «Лучший иллюстрированный гид» от АСТ 2021 года. Автор говорит об архитектуре разных стран, о стилях и выдающихся образцах, о шедеврах и эволюции архитектурных решений. «Архитектура – по сути абстрактное искусство. Искусство линий, форм, объёмов, свободных пространств, подчиненных определенным ритмам. Это ритм света и тени, чередующихся в пространстве, ритм самих архитектурных линий и форм. В свою очередь он располагает к определенному ритму движения и зрителя».

Знатокам Санкт-Петербурга несомненно понравится книга «Решетки Ленинграда и его окрестностей» от «Издательства Всесоюзной Академии Архитектуры» 1938 года. С большим знанием и любовью книга повествует о таком, казалось бы, не самом существенном элементе как изготовление металлических оград. «Красота Петербурга того времени заключалась не в отдельных зданиях, не в дворцах и т. п., но в ансамбле всего города». Подавляющее число страниц издания занимают примеры работ великих мастеров, нашедшие отражение в красоте ворот, перил, оград, арок всего города, в том числе и Петергофа.

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству.

Выставка будет работать весь август.  

12+

Фото: И. С. Гаврикова