Гуслицы: крюки, цветы, птицы

Гуслицы: крюки, цветы, птицы

На протяжении длительного времени развивались и трансформировались на Руси византийская церковно-певческая традиция и искусство передачи музыкальных произведений при помощи знамен (или крюков). Привычное для нас нотное письмо (семь нот на пяти линиях) приходит в Россию только в 17-ом веке, однако еще долгое время параллельно с ним существует и развивается (особенно в старообрядческой среде) крюковое нотописание. Сложная система знаков, их расшифровок, основанных на наличии в церковном песнопении традиционных и многократно повторяемых музыкальных отрывков, несмотря на серьезное и длительное их изучение, до сих пор является своеобразной «тайнописью». Чтобы петь «по крюкам», нужно знать основные мотивы традиционных песнопений, а это знание уже во многом ушло в прошлое.

В фондах Пермского краевого музея сохранились нотные рукописи, выполненные «крюковым» письмом. Одна из них – «Праздники певческие» конца 19-го века – принадлежала в начале 20 века Симеону Александровичу Лузину из города Очер. Книга была передана владельцем «на временное пользование Лужковской церкви» незадолго до революции 1917 г., после которой церкви стали закрывать, а книги передавать в музеи и библиотеки. Красный кожаный переплет «Праздников певческих» покрыт золотым тиснением, на золоченый обрез нанесен чекан, изящные литые застежки украшены растительным орнаментом. А внутри переплета – необыкновенная по красоте и качеству исполнения рукопись, обильно украшенная различными элементами гуслицкого орнамента.

В Гуслицкой волости Богородского уезда Московской губернии еще с 17-го века жили старообрядцы поповского согласия. Грамотными здесь были почти все крестьяне: в районе существовал не один десяток «самоходных» (то есть вольных, стихийных) школ. Гуслицкие певчие книги расходились по всей стране. Рукописные книги гуслицкого письма отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко, исполненным в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом, с изображениями птиц. Гуслицкое книгописание прекратило свое существование на рубеже 19–20 вв., не выдержав конкуренции с типографиями, наводнившими рынок своей продукцией.

Литература:

  • Источник: Пигалева С. Гуслицы: крюки, цветы, птицы… // Без витрин : к 125-летию Пермского краеведческого музея. - Пермь, 2015. - С. 15.

16+