ВВерх

«Декадентская мадонна»: выставка к 155-летию Зинаиды Гиппиус

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею выдающегося поэта Серебряного века, прозаика, драматурга, критика и публициста Зинаиды Гиппиус (1869–1945).

«Она притягивает людей необычной красотой... культурной утонченностью, остротой критического чутья», – рассказывает читателям Е. Я. Курганов в статье «Декадентская мадонна», приведенной в книге «Живые лица» от издательства «Мерани» 1991 года. Естественно, за этими словами лишь неполный портрет поэта: Гиппиус называли центром преломления и скрещением разнородных лучей, дерзкой «сатанессой» и, собственно, «декадентской мадонной», восхищались ее талантом и умом, вдохновлялись ее творчеством. Она оставила в наследие «пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика и публицистика, дневники, две книги мемуаров». С автобиографической прозой и прекрасными стихотворениями Гиппиус, разбитыми по годам написания, как раз можно ознакомиться, прочитав сборник «Живые лица».

Интересующимся личностью и творчеством поэта наверняка придется по вкусу первая коллективная монография от ИМЛИ РАН «Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования» 2002 года. Книга предлагает «новый, не известный ранее вариант коллективного произведения – киносценарий "Борис Годунов", а также обширную переписку Гиппиус с П. Милюковым, А. Элиасбергом, М. Шагинян. Ряд статей освещает малоизвестные факты взаимоотношений Гиппиус и А. Горького, Г. Чулкова, А. Ахматовой. Две статьи сборника по-разному освещают непростую тему "мужского" и "женского" начал в жизни и творчестве Гиппиус». В них же читатель сможет «проследить эволюцию сложного авторского понятия любви». «Любовь занимает центральное место в мировоззрении Гиппиус, но ее высказывания на эту тему отмечены глубокой противоречивостью, коренящейся в ее личности. Для нее подлинная любовь может быть только между равными; там, где один сильнее, а другой слабее, не может быть настоящей любви». Примечательно, что к каждому письму поэта, помещенному в издание, авторы дают подробный комментарий, позволяющий взглянуть на картину современного Гиппиус времени со всех сторон.

Глубокий анализ творчества Гиппиус присутствует и в предисловии к собранию ее сочинений от издательства «Художественная литература» 1991 года. Авторы статьи и составители К. М. Азадовский и А. В. Лавров отдают должное «многосоставности творческой личности» Гиппиус, приводя в пример высказывания знаменитых современников поэта. Статья успешно обрисовывает становление Гиппиус как, говоря словами Брюсова, «выдающегося мастера стиха», выделяя общие моменты поэтического выражения: темы, настроения, предпочтения в выборе лирического героя. В саму же книгу вошли стихотворения и избранная проза: рассказы «Лунные муравьи», «Мисс Май», «Сокатил» и несколько других.

Как представителя Серебряного века фигуру Гиппиус читатель найдет в специализированном курсе лекций доктора филологических наук, профессора Михаила Панова. Книга «Поэтический язык Серебряного века» от издательства «Нестор-История» 2019 года развивает идею поэтического языка как «чистого движения поэтических форм» и показывает это на фонетическом, словесном и образном уровнях. Панов, на примере Гиппиус, Мережковского, Бальмонта, Блока и прочих, ставит поэзию в позицию самодостаточности и «самовозгорания», тем самым возводя ее на качественно иной уровень.  

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству. Ждем в гости!

Выставка будет работать весь ноябрь.

Автор и фото: И. С. Гаврикова

16+