Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею советского и российского ученого-востоковеда, организатора музейного дела, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского (1944 г.).
«В мире есть места, названия которых не нуждаются пояснении, они сродни чудесам света: Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Прадо, Египетский музей. Знаковое место для Санкт-Петербурга и всей России − это Эрмитаж. А когда мы произносим "Эрмитаж", в сознании мгновенно возникает имя − Пиотровский».
И в самом деле, невозможно отделить Эрмитаж от Пиотровского, как и Пиотровского от Эрмитажа. Потрясающий музей сокровищ и человек, его сохраняющий, годами покоряют сердца посетителей − коренных жителей и многочисленных гостей города на Неве. Приведенные выше слова взяты из книги серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» «Михаил Пиотровский», 2015 года. Издание представляет биографию директора Михаила Борисовича Пиотровского, автор − журналист Елена Яковлева. В своем исследовании личности и жизни Пиотровского она приводит не сухие факты, а ведет живой разговор с читателем через интервью с самим Пиотровским, с его женой, детьми, включает дневниковые записи из экспедиций и путешествий ученого. Интересно читать о взглядах Пиотровского, узнавать его точку зрения, например, очень актуально и профессионально звучат слова Пиотровского о вкусах и понимании современного искусства: «...однажды был случай, который ему запомнился на всю жизнь. Он учился, кажется, в классе шестом, когда в Эрмитаж привезли Пикассо. Обозрев картины гения, Пиотровский с приятелем из изобразительного кружка, завзятые ценители всего на свете, стояли и по-хулигански самоуверенно перехихикивались: "Подумаешь, мы тоже так нарисуем!". И тут к ним обернулась известнейший и умнейший искусствовед из Эрмитажа и сквозь сжатые зубы, без малейшей скидки на возраст и заигрывания с недорослями приглушённо сказала всего одно слово: "Идиоты". И − все. Как от удара кием по бильярдному шару его вкус и разумения покатились по совсем другой траектории». Как и во всех книгах серии читатели найдут страницы с фотографиями в середине издания.
Эрмитаж похож на единый живой организм, настолько в нем плотно сплелись судьбы людей, судьбы экспонатов, архитектура самих зданий музея. Как раз о последней расскажет интереснейшая книга от издательства «Аврора», 1974 года, «Эрмитаж: история и архитектура зданий». В ней дан подробный экскурс в становление музея и изменения в архитектуре Зимнего дворца, проекты залов и убранство помещений, уникальные чертежи перекрытий над Тронным залом, проект отделки Овального зала, чертежи планировки части западного корпуса Зимнего дворца с Ротондой и личными комнатами Николая I, парадной лестницы. Издание изобилует подробностями о лепнине и росписи, приводя читателя к пониманию мельчайших деталей отделки, например, появление мраморных статуй с их аллегорическим значением. Отдельная глава посвящена сооружению Малого, Большого Эрмитажей, зданию Эрмитажного театра, Новому Эрмитажу. Книга наполнена фотографиями, в которых до сих пор узнаются любимые закоулки и местечки музея.
Археологов, историков и искусствоведов наверняка приятно удивит альбом «Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа» от издательства «Аврора», 1975 года. Перед тем, как насладиться визуальным материалом, издание приоткрывают завесу таинственности над древними экспонатами музея: следствие ли они поисков на раскопках или же покупки у коллекционеров, какие из них самые ценные, какие являются настоящей гордостью Эрмитажа.
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству.
Выставка будет работать до 26 декабря.
Автор и фото: И. С. Гаврикова
16+