ВВерх

«Быть Арнольдом Шёнбергом»

ХХ век в музыке − это пора крушения вековых устоев, экспериментов с понятием «звук». Арнольда Шёнберга называли «разрушителем классического звукового мира».

«Однажды, когда я служил в армии, меня спросили: правда ли, что я тот самый Шёнберг, композитор? – «Да, − ответил я. – Никто не хотел им быть. Пришлось стать мне…».

Арнольд Шёнберг всегда был верен своим убеждениям, композитор обладал независимостью мышления и большой смелостью, чтобы пойти против многовековых музыкальных устоев. Несмотря на славу «скандального композитора» Арнольд Шёнберг был скромным и деликатным человеком.

Отдел музыкально-нотных изданий и звукозаписей открывает выставку «Быть Арнольдом Шёнбергом», к 110-летию со дня рождения композитора, педагога, музыковеда, дирижера − представителя экспрессионизма, основоположника нововенской школы, создателя нового музыкального языка.

В экспозиции представлены книжные, нотные издания, статьи и аудио-документы, рассказывающие о новаторских понятиях «додекофония» и «атональность»; о том, кем были участники Новой венской школы, которые разрушили музыкальными мир XX века; о знаковых произведениях автора («Просветленная ночь», «Лунный Пьеро», «Песни Гурре» и др.) и любопытных фактах из биографии Шёнберга.

Известно ли вам, что картин у композитора было больше, чем музыкальных произведений? Какой фобией страдал глава нововенской школы? Что учеником Шёнберга был Джон Кейдж, автор одной из самых скандальных работ в истории музыки: «4’33»?

Читатели узнают о многолетней дружбе и переписке композитора с русским художником, основоположником живописной абстракции Василием Кандинским и о трагических причинах разрыва отношений, повернувших вектор развития музыки и изобразительного искусства в сторону модернизма.

Исследователи единодушно называют близость творческих взглядов Василия Кандинского и Арнольда Шёнберга уникальным случаем в истории искусства, тем интереснее следить за ходом мыслей русского художника и австрийского композитора по их эпистолярному наследию (А. Шёнберг «Письма»).

Но всё по порядку, рассказываем обо всём подробно в интерактивных карточках.

Выставка работает с 12 по 28 сентября в читальном зале отдела музыкально-нотных изданий и звукозаписей Пермской краевой библиотеки им. А. М. Горького. Время работы согласно режиму учреждения.

Автор публикации: К. А. Лоскутова 

12+