ВВерх

«Биомеханика театра»: к 150-летию со Дня рождения Всеволода Мейерхольда

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею советского режиссера-новатора, создателя актерской системы «биомеханика» актера и педагога Всеволода Мейерхольда (1874–1940).

«Всеволод Мейерхольд – один из тех великих режиссеров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Ученик В. И. Немировича-Данченко, Мейерхольд начинал свою сценическую карьеру в 1898 году как актер Московского Художественного театра в самом первом составе его труппы. Оставив театр в 1902 году, дебютирует как режиссер в созданном им "Товариществе новой драмы"». За исследование насыщенной, чрезвычайно драматичной жизни Мейерхольда взялся автор книги «Всеволод Мейерхольд. Темный гений» Юрий Елагин. В издании от издательства «Вагриус» 1998 года подробно рассматривается незаурядный темперамент художника. «Елагин ярко описывает, каким непримиримым и жестоким бывал Мейерхольд в отношении к художественным антагонистам, в которых усматривал своих личных врагов». В то же время Сергей Стахорский, автор предисловия, предупреждает читателя о двойственности книги в некоторых спорных утверждениях: «Юрий Елагин – отнюдь не беспристрастный повествователь. Как "человек театра", Елагин выказывает к собратьям по ремеслу явную снисходительность». Тем не менее, книга дает читателю представление об эпизодах из жизни и творчестве Мейерхольда.

Живой голос режиссера пробивается сквозь время благодаря таким книгам как «В. Э. Мейерхольд. Переписка 1896−1939» от издательства «Искусство» 1976 года. Издание «вводит читателя в мир творческих замыслов художника, в процесс его режиссерской, педагогической, театроведческой работы, в историю его взаимоотношений с видными деятелями русской и зарубежной культуры». И за живое задевают его письма перед трагической кончиной, где простые бытовые зарисовки создают контраст между моментом жизни и грядущей смертью: «В Москве очень суетно, да и погода неважная: мороз без снега, частые ветры. Вспоминаю ленинградский снег». В конце издания приведен богатый иллюстративный материал.

Издательство «Артист. Режиссер. Театр» предлагает читателю книгу «Мейерхольд в русской театральной критике» 1997 года. Это – антология, содержащая «отклики на актерское и режиссерское творчество режиссера с 1892 по 1918 годы, расположенные в хронологическом порядке. Из множества газетных и журнальных текстов отобраны статьи, представляющие разные точки зрения на искусство режиссера. Тексты публикуются полностью». Несмотря на достаточно академичное название книги, от ее содержания трудно оторваться. Где еще читатель найдет впечатления от спектаклей прямиком из девятнадцатого века: «Такой неудачей для постановки был неловкий с точки зрения режиссуры поворот корабля в первом действии. Получилось так, что перед зрителем раскрылись сразу те сцены драмы, которые должны были вначале остаться скрытыми от него. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от речей Изольды и не впасть в противоречие с партитурой, г. Мейерхольд вместо живой беготни и возни матросов на корабле поставил живую картину, но эта неподвижность, полное затишье создало впечатление какой-то сентиментальной нирваны, очень далекой от той, о которой томятся герои "Тристана"».

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству!

Выставка будет работать весь февраль.  

Автор публикации и фото: И. С. Гаврикова

16+