По указу президента Владимира Путина «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность», 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующие определения:
Педагог (от греч. Paidagōgos ― воспитатель) — это: 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области; 2) ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Наставничество — это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником.
Педагогический энциклопедический словарь / [гл. ред.: Б.М. Бим-Бад]. ― Москва : Большая российская энциклопедия : Дрофа, 2008. — 527,[1] с. : портр. ; 27 см. ― (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).
Людмила Павловна Сахарова (1926-2012) – выдающийся педагог народно-сценического, затем классического танца, с именем которого связан расцвет балетной школы в Перми и известность этой школы во всем мире.
За годы своей работы подготовила свыше 100 специалистов хореографии и воспитала целую плеяду артисток балета, успешно работающих во многих театрах. В течение нескольких лет была хореографом сборной России по художественной гимнастике. Источник: Людмила Павловна Сахарова / авт.-сост. Шаньшурова Галина Александровна. ‒ Пермь : ЗёБРА, 2006. ‒ 143 с. |
|
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882‒1960) ‒ педагог-гуманист, ставший прообразом Викниксора из знаменитой книги «Республика ШКИД». В. Н. Сорока-Росинский в своих размышлениях о путях развития русской национальной школы или о перевоспитании трудных детей всегда руководствовался интересами нашей страны. Деятельность педагога всегда была направлена на поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися.
Источник: Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко; Акад. пед. наук СССР. ‒ Москва : Педагогика, 1991. ‒ 239, [1] с. |
|
Станислав Теофилович Шацкий (1878‒1934) ‒ известный отечественный педагог и одаренный общественный деятель, человек широкой и многогранной культуры, разнообразных интересов и способностей. В течение своей многолетней деятельности С. Т. Шацкий издал несколько десятков педагогических работ, разносторонне освещающих теорию и практику воспитания.
Источник: Бершадская, Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / Д. С. Бершадская ; под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева ; Акад. пед. наук РСФСР. ‒ Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. ‒ 262, [1] с.
|
|
Надежда Константиновна Крупская (1869−1939) ‒ общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и воспитания молодёжи. Вся жизнь Н. К. Крупской ‒ трудовой подвиг во имя подлинного воспитания детей и юношества. О чуткости Крупской к людям, о ее заботливости знали многие и многие люди. Вместе с тем она была принципиальным человеком, несгибаемым борцом и беззаветным тружеником.
Источник: Н. К. Крупская и Прикамье : cборник документов и воспоминаний / Партийный Архив Пермского обкома КПСС. ‒ Пермь : Пермское книжное издательство, 1969. ‒ 256, [2] с.
|
|
Олимпиада Максимовна Варфоломеева (1865‒1960) – народная учительница, основоположница дошкольного воспитания, организатор первых детских яслей и первого детского сада в Прикамье.
В 1949 году Олимпиада Максимовна Варфоломеева была награждена почётной грамотой Академии педагогических наук РСФСР и золотой медалью имени К. Д. Ушинского. Источник: Варфоломеева, О. М. Очерк по истории организации дошкольного воспитания на Урале / О. М. Варфоломеева ; под общ. ред. проф. И. В. Чувашева ; Акад. пед. наук РСФСР., Ин-т теории и истории педагогики. ‒ Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. ‒ 28 с. |
|
Сестры Циммерман – учредительницы и педагоги первой частной школы Перми, открытой в 1886 году. Все сёстры окончили Мариинскую женскую гимназию, Оттилия – с большой золотой медалью, а Маргарита – с серебряной. Они также успешно прошли обучение в педагогических классах при гимназии.
Инициатором создания частной начальной школы выступила младшая сестра Эвелина. Она стала её содержательницей и первым директором, её сёстры – преподавателями русского и иностранных языков. Источник: Замечательные немцы Прикамья : краткий биографический сборник о некоторых представителях российских немцев Прикамья / сост. В. Ф. Гладышев . – Пермь : Пермское книжное издательство, 2010. – 82 с. |
|
Петр Федорович Каптерев (1849‒1922) – достойный продолжатель развития педагогических идей великих отечественных ученых-педагогов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, утверждавших, что психология как наука способствует глубокому обоснованию педагогической теории обучения и воспитания подрастающего поколения. Источники: Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. – Москва : Педагогика, 1982. – 704 с. – (Педагогическая библиотека). |
|
Петр Францевич Лесгафт (1837–1909) – выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог. Создатель стройной научной системы физического образования в России. Один из известнейших представителей русской науки. Обладая редким педагогическим даром и качествами подлинного учителя и наставника молодежи, П. Ф. Лесгафт сумел организовать и возглавить ряд высших учебных заведений, основной целью которых было становление человеческой личности. Источник: Шабунин, А. В. П. Ф. Лесгафт (1837–1909) / А. В. Шабунин. – Москва : Медицина, 1982. – 75, [2] с. – (Научно-популярная медицинская литература). |
|
Лев Николаевич Модзалевский (1837‒1896) – талантливый русский педагог, историк педагогики и детский поэт. Преподавал русский язык и словесность. Внес вклад в реформирование отечественной системы образования и воспитания, при этом уделяя особое внимание нравственному и эстетическому воспитанию, трудовому обучению и физическому развитию. Источник: Михайлова, М. Л. Л. Н. Модзалевский / М. Михайлова //Советская педагогика. – 1987. – № 10. – С. 112–115. |
|
Николай Алексеевич Фирсов (1831‒1896) - педагог, историк, заслуженный профессор Казанского университета, автор ряда работ, посвящённых педагогике и истории. К сожалению, нет специальных работ, посвященных Н. А. Фирсову. Он появился в Перми в 1855 году в качестве педагога Пермской мужской гимназии. Здесь он нашел себе друзей и единомышленников, среди которых был Д. Д. Смышляев. В Перми он получил возможность реализовать свои просветительские планы. Вскоре Н. А. Фирсов приобрел известность в научных кругах российского масштаба. |
|
Василий Иванович Водовозов (1825‒1886) - русский педагог, писатель, методист-словесник. Преподавал русский язык в Смольном женском институте. Елизавета Николаевна Водовозова (1844‒1923) - русский педагог, детский писатель, мемуарист. Была воспитанницей Смольного института в период, когда там работали К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Источники:
1. Водовозов, Василий Иванович. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов ; отв. ред. Ф. Г. Паначин; вступ. ст., коммент. В. С. Аранский. – Москва : Педагогика, 1986. – 476 с. – (Педагогическая библиотека).
|
|
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871). Великий русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, автор многочисленных трудов по педагогике.
Своими идеями К. Д. Ушинский заставил общество обратить серьезное внимание на положение учебно-воспитательного дела России. За педагогические заслуги его стали именовать «отцом русской педагогики». 1. Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф : биографические повествования / [сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева ; послесл. В. И. Окунева, с. 507–522]. – Челябинск : Урал, 1997.– 521,[2] с. : ил. – ISBN 5-88294-080-X (в пер.). 2. К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах : пособие для учителей, учащихся педагогических училищ, студентов и учительских институтов : [альбом]/ сост. В. К. Зажурило ; ред. и вступит. статья Н. Г. Казанского. – Ленинград ; Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1950. – 132 с. ил. с текстом, 1 л. порт |
|
Николай Иванович Пирогов (1810‒1881). Хирург Российской империи, педагог, основоположник русской военно-полевой хирургии, профессор, создатель нескольких новых разделов медицины. |
|
Василий Андреевич Жуковский (1783‒1852). Поэт, переводчик, педагог. Наставник наследника русского престола Александра Николаевича, известного как Освободитель. |
|
Ян Амос Коменский (1592–1670), великий чешский педагог-гуманист, проповедник, ученый, философ. Из видео можно узнать, какой вклад внес этот человек в сферу воспитания и образования. Источник: История педагогики : [учебное пособие для педагогических институтов по спец. 2110 "Педагогика и психология (дошкол.)" / М. Ф. Шабаева, Н. Б. Мчедлидзе, В. А. Ротенберг и др.] ; под ред. М. Ф. Шабаевой. — Москва : Просвещение, 1981. — 367 с. |