ВВерх

Педагогика в лицах

По указу президента Владимира Путина «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность», 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующие определения:

Педагог (от греч. Paidagōgos ― воспитатель) — это: 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области; 2) ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Наставничество — это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником.

Педагогический энциклопедический словарь / [гл. ред.: Б.М. Бим-Бад]. ― Москва : Большая российская энциклопедия : Дрофа, 2008. — 527,[1] с. : портр. ; 27 см. ― (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).

Людмила Павловна Сахарова (1926-2012) – выдающийся педагог народно-сценического, затем классического танца, с именем которого связан расцвет балетной школы в Перми и известность этой школы во всем мире.

За годы своей работы подготовила свыше 100 специалистов хореографии и воспитала целую плеяду артисток балета, успешно работающих во многих театрах. В течение нескольких лет была хореографом сборной России по художественной гимнастике.  

Источник: Людмила Павловна Сахарова / авт.-сост. Шаньшурова Галина Александровна. ‒ Пермь : ЗёБРА, 2006. ‒ 143 с.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882‒1960) ‒ педагог-гуманист, ставший прообразом Викниксора из знаменитой книги «Республика ШКИД».

В. Н. Сорока-Росинский в своих размышлениях о путях развития русской национальной школы или о перевоспитании трудных детей всегда руководствовался интересами нашей страны. Деятельность педагога всегда была направлена на поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися.

Источник: Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко; Акад. пед. наук СССР. ‒ Москва : Педагогика, 1991. ‒ 239, [1] с.

Станислав Теофилович Шацкий (1878‒1934) ‒ известный отечественный педагог и одаренный общественный деятель, человек широкой и многогранной культуры, разнообразных интересов и способностей.

В течение своей многолетней деятельности С. Т. Шацкий издал несколько десятков педагогических работ, разносторонне освещающих теорию и практику воспитания.

Источник: Бершадская, Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / Д. С. Бершадская ; под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева ; Акад. пед. наук РСФСР. ‒ Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. ‒ 262, [1] с.

Надежда Константиновна Крупская (1869−1939) ‒ общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и воспитания молодёжи.

Вся жизнь Н. К. Крупской ‒ трудовой подвиг во имя подлинного воспитания детей и юношества. О чуткости Крупской к людям, о ее заботливости знали многие и многие люди. Вместе с тем она была принципиальным человеком, несгибаемым борцом и беззаветным тружеником.

Источник: Н. К. Крупская и Прикамье : cборник документов и воспоминаний / Партийный Архив Пермского обкома КПСС. ‒ Пермь : Пермское книжное издательство, 1969. ‒ 256, [2] с.

Олимпиада Максимовна Варфоломеева (1865‒1960) – народная учительница, основоположница дошкольного воспитания, организатор первых детских яслей и первого детского сада в Прикамье.

В 1949 году Олимпиада Максимовна Варфоломеева была награждена почётной грамотой Академии педагогических наук РСФСР и золотой медалью имени К. Д. Ушинского.

Источник: Варфоломеева, О. М. Очерк по истории организации дошкольного воспитания на Урале / О. М. Варфоломеева ; под общ. ред. проф. И. В. Чувашева ; Акад. пед. наук РСФСР., Ин-т теории и истории педагогики. ‒ Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. ‒ 28 с.

Сестры Циммерман – учредительницы и педагоги первой частной школы Перми, открытой в 1886 году. Все сёстры окончили Мариинскую женскую гимназию, Оттилия – с большой золотой медалью, а Маргарита – с серебряной. Они также успешно прошли обучение в педагогических классах при гимназии.

Инициатором создания частной начальной школы выступила младшая сестра Эвелина. Она стала её содержательницей и первым директором, её сёстры – преподавателями русского и иностранных языков.

Источник: Замечательные немцы Прикамья : краткий биографический сборник о некоторых представителях российских немцев Прикамья / сост. В. Ф. Гладышев . – Пермь : Пермское книжное издательство, 2010. – 82 с.

Петр Федорович Каптерев (1849‒1922) – достойный продолжатель развития педагогических идей великих отечественных ученых-педагогов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, утверждавших, что психология как наука способствует глубокому обоснованию педагогической теории обучения и воспитания подрастающего поколения.

Источники: Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. – Москва : Педагогика, 1982. – 704 с. –  (Педагогическая библиотека). 

Петр Францевич Лесгафт (1837–1909) – выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог. Создатель стройной научной системы физического образования в России. Один из известнейших представителей русской науки.

Обладая редким педагогическим даром и качествами подлинного учителя и наставника молодежи, П. Ф. Лесгафт сумел организовать и возглавить ряд высших учебных заведений, основной целью которых было становление человеческой личности.

Источник: Шабунин, А. В. П. Ф. Лесгафт (1837–1909) / А. В. Шабунин. – Москва : Медицина, 1982. – 75, [2] с. – (Научно-популярная медицинская литература).
Лев Николаевич Модзалевский (1837‒1896) – талантливый русский педагог, историк педагогики и детский поэт. Преподавал русский язык и словесность. Внес вклад в реформирование отечественной системы образования и воспитания, при этом уделяя особое внимание нравственному и эстетическому воспитанию, трудовому обучению и физическому развитию.

Источник: Михайлова, М. Л. Л. Н. Модзалевский / М. Михайлова //Советская педагогика. – 1987. – № 10. –  С. 112–115. 
Николай Алексеевич Фирсов (1831‒1896) - педагог, историк, заслуженный профессор Казанского университета, автор ряда работ, посвящённых педагогике и истории.

К сожалению, нет специальных работ, посвященных Н. А. Фирсову. Он появился в Перми в 1855 году в качестве педагога Пермской мужской гимназии. Здесь он нашел себе друзей и единомышленников, среди которых был Д. Д. Смышляев. В Перми он получил возможность реализовать свои просветительские планы. Вскоре Н. А. Фирсов приобрел известность в научных кругах российского масштаба. 
Василий Иванович Водовозов (1825‒1886) - русский педагог, писатель, методист-словесник. Преподавал русский язык в Смольном женском институте.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844‒1923) - русский педагог, детский писатель, мемуарист. Была воспитанницей Смольного института в период, когда там работали К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов.

Источники:

1. Водовозов, Василий Иванович. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов ; отв. ред. Ф. Г. Паначин; вступ. ст., коммент. В. С. Аранский. – Москва : Педагогика, 1986. – 476 с. – (Педагогическая библиотека).
2. Водовозова, Елизавета Николаевна. На заре жизни : в 2 томах / Е. Н. Водовозова ; подгот. текста Л. И. Ройтберг ; примеч.: Л. И. Ройтберг, Э. С. Виленская ; вступит. ст.: Л. И. Ройтберг, Э. С Виленская ; худож. Н. Шишловский ; подг. текста Э. С. Виленская. ‒ Москва : Художественная литература, 1964. – 582 с. – (Серия литературных мемуаров).

 Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871). Великий русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, автор многочисленных трудов по педагогике.

Своими идеями К. Д. Ушинский заставил общество обратить серьезное внимание на положение учебно-воспитательного дела России. За педагогические заслуги  его стали именовать «отцом русской педагогики».

1. Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф : биографические повествования / [сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева ; послесл. В. И. Окунева, с. 507–522]. – Челябинск : Урал, 1997.– 521,[2] с. : ил. – ISBN 5-88294-080-X (в пер.).

2. К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах : пособие для учителей, учащихся педагогических училищ, студентов и учительских институтов : [альбом]/ сост. В. К. Зажурило ; ред. и вступит. статья Н. Г. Казанского. – Ленинград ; Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1950. – 132 с. ил. с текстом, 1 л. порт

Николай Иванович Пирогов (1810‒1881). Хирург Российской империи, педагог, основоположник русской военно-полевой хирургии, профессор, создатель нескольких новых разделов медицины.

Медицинские исследования и педагогические взгляды Николая Пирогова позволили спасти жизнь многих людей и вырастить не одно поколение талантливых врачей.

Источник: Тарасов, Леонид Алексеевич. Хирург и анатом, педагог и патриот : (Н. И. Пирогов) / Л. А. Тарасов. - 2-е изд., перераб. и доп. ‒ Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1981. ‒ 168 с.

Василий Андреевич Жуковский (1783‒1852). Поэт, переводчик, педагог. Наставник наследника русского престола Александра Николаевича, известного как Освободитель.

Видео расскажет о том, какую роль сыграл В. А. Жуковский в судьбе Александра II и русского народа.

Источник: Алферов, Александр Данилович (1862-1919). В. А. Жуковский : биографический очерк / сост. А. Д. Алферов. ‒ Москва : т-во И. Д. Сытина, 1902. ‒ 128 с.

Ян Амос Коменский (1592–1670), великий чешский педагог-гуманист, проповедник, ученый, философ.

Из видео можно узнать, какой вклад внес этот человек в сферу воспитания и образования.

Источник: История педагогики : [учебное пособие для педагогических институтов по спец. 2110 "Педагогика и психология (дошкол.)" / М. Ф. Шабаева, Н. Б. Мчедлидзе, В. А. Ротенберг и др.] ; под ред. М. Ф. Шабаевой. — Москва : Просвещение, 1981. — 367 с.


16+