ВВерх

Город Пермь в литературе и искусстве

Библиотека им. А. М. Горького предлагает серию материалов, посвященных юбилею города Перми, от деятелей в области литературы и искусства.

     

Равиль Барилович Исмагилов (28 октября 1940; Россия, Пермский край, Пермь – 19 ноября 2020; Пермь) – советский и российский художник-прикладник, график, живописец, дизайнер интерьеров. Заслуженный художник Российской Федерации. Член Союза художников России (1978).

Родился 28 октября 1940 года в городе Перми. В 1960 году окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта. Учился в студии А. М. Дёмина, которая работала при Пермской государственной художественной галерее. В 1960−1962 годы Исмагилов учился в Казанском художественном училище, а в 1967−1972 годы – в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной на отделении стекла и керамики. Своеобразным признанием таланта молодого художника стал тот факт, что курсовая работа Р. Б. Исмагилова – эмблема ЛВХПУ − являлась официальной эмблемой училища в течение 20 лет. В 1972−1973 гг. работал главным художником Сылвенского стекольного завода. С 1973 года начал работу над оформлением интерьеров общественных зданий, в области монументально-декоративного искусства, на практике осуществляя задачи синтеза искусств. Равиля Исмагилова в своё время высоко оценили и в Пермском книжном издательстве, с которым художника объединяли долгие годы плодотворного сотрудничества. Многогранность таланта позволила Исмагилову проявить себя в живописи, рисунке, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьеров. Стремление к глубокому осмыслению мира художник выразил в жанре пейзажа, в котором он успешно работал в последние годы. Пожалуй, именно пейзаж можно назвать самым излюбленным жанром Исмагилова. Равиль одинаково чуток к природе города и села, но особенно красив у него архитектурный пейзаж, где соединяются строгость мышления и трепетность чувства. Исмагилов точно выстраивает каждую композицию. Архитектура органично входит в пейзаж, насыщая его емкое, подвижное, удивительно изменчивое пространство. Образ современного города всегда получает у автора сугубо индивидуальное толкование: художник выражает собственное отношение к городу, глубоко личное чувство. Невероятно нежными и поэтичными являются пейзажи, посвященные пермской старине или какому-то конкретному архитектурному памятнику, вызывающему легкую грусть по былому.

Исмагилов, Р. Б. Пермь. Улица Сибирская // Исмагилов. Созвучно времени. – Пермь, 2020. – С. 265

 
 


Алексей Васильевич Мальцев

Алексей Васильевич Мальцев родился 20 октября 1961 года в городе Усолье (сейчас − Пермского края). Окончил Пермский государственный медицинский институт (1985). Работал по специальности. Первый поэтический сборник вышел в 1995 году в Перми. Член Союза писателей России, кавалер ордена Достоевского II степени. В настоящее время Алексей Васильевич трудится в сфере рекламы и маркетинга, живет в городе Перми. 

Строки о Перми

Алексей Мальцев

Я снова с этим городом
                готов держать пари,
что он вот-вот капелью с крыш заплачет…
А город улыбается,
                подсвечен изнутри
лучистыми улыбками пермячек.
Закамск и Мотовилиха,
                Нагорный и Компрос,
и памятник Татищеву из бронзы…
Любой вам скажет в городе,
                кто в нём с рожденья рос, –
над Пермью по-другому светят звёзды!

Как в юности, закружит осень
                листья и дома,
и станет Пермь загадочной, как остров…
И Панночка в который раз
                сведёт Хому с ума
в мистическом театре, что у моста…
Балатово и Парковый,
                Краснова и Висим,
и лёд, плывущий по апрельской Каме…
И пусть не по-московски
                мы поём и говорим,
зато зовёмся с детства пермяками!

Мальцев, А. В. Я снова с этим городом готов держать пари.../ А. В. Мальцев // Пунктир габаритных огней : сборник стихотворений. – Пермь, 2021. – С. 6.

I-2144092, ГУМ-2144093

«Ровной сплошной серой стенкой тянется вдоль Камы каменный закругленный парапет. Камские всплески неторопливо накатываются на пологие скосы тяжелых квадратных бетонных плит. Белые "ракеты" и "метеоры", взвихривая за собою бурунный зеленовато-голубой шлейф, мягко прислоняются к причалам.

Там, внизу, справа, − шумливая толчея возле ларьков, киосков, раскидистой билетной кассы под рубчатым полупрозрачным козырьком. А еще дальше – неизменный, квадратный, желтовато-коричневый с белым – речной вокзал, возле которого притихли до поры до времени двухпалубные красавцы.

А слева, вдали, синеет ажурный железнодорожный мост. Чуть ближе – протянулась через Каму новая лента, − тоненькая лента на тоненьких ножках, и катятся по ней за Каму красные и голубые автобусы».

I 1475353

Черненко, В. А. Придорожный подсолнух // Спасибо, друг! / В. А. Черненко. – Пермь, 1978. – С. 332

 

Владимир Александрович Черненко

 

Пейзажист Константин Матвиенко родом из Краснокамска. В 13 лет он поступил в Краснокамскую школу искусств, которую окончил с отличием. В 1985 году поступил в Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра. После окончания училища служил в Советской Армии, потом остался работать в Свердловске. Сегодня он живет в Краснокамске и преподает в школе искусств рисунок и живопись, успешно сочетая педагогическую деятельность с творчеством. Полотна художника находятся в Краснокамской картинной галерее имени И. И. Морозова, частных и корпоративных собраниях России, Европы и США. Работает в технике станковой живописи и графики. Картина «Вдоль по Екатерининской» – представляет собой вид на Вознесенско-Феодосиевскую церковь, построенную в псевдорусском стиле из красного кирпича одной из последних в городе перед революцией (1904). Многие замечают в ней сходство с Московским Кремлем.

Матвиенко, К. Ю. Вдоль по Екатерининской / КонстантинМатвиенко// 300 лет. Пермь : календарь. – Пермь, 2023.  − С. 8.

Олег Робертович Карелин родился 1 декабря 1973 года в д. Груни Нытвенского района Пермской области. С 2004 по 2010 годы он жил в Перми, где посещал литературное объединение «Тропа» пермского поэта Фёдора Сергеевича Вострикова.

Город пермяков. Перама
Олег Карелин

Губернский город Пермь... Кто жил здесь долго,
О том не пожалеет никогда:
Река любви, что воды гонит в Волгу –
Одна, как Камадева, молода.
«ДАЛЁКОЮ ЗЕМЛЁЮ», «ПЕРМЬЮ» звали


Перми уделы коми-пермяки.
Её за трудолюбие признала
Россия вся. На баржах мужики
Мешки носили с солью соликамской,


Язвя погоду пермским говорком.
Камва и ныне – гимн культуре Камской.
От Бога герб наш дикий, медведянский
Венчает крест и библия. Чирком


Перелечу простор великой Камы –
Един с мостом, церквями и людьми.
Российский край, что не пройдёшь ногами!
А знаешь, брат, сказать я вправе – МЫ.
Мы – пермяки! И где судьба не носит,
А в край родной – вернуть нас Бога просим.

Карелин О. Город пермяков. Перама/ О. Карелин // Пермь многоликая III : стихи и проза. – Пермь, 2011. – С. 7.
II -2094768

 

Олег Робертович Карелин

     

Бэла Лазаревна Зиф

«Дом рос в высоту обилием колонн, окнами-арками, похожими на глаза, застывшими в изумлении, затейливой лепниной, напоминающей видения садов Семирамиды, и каменными вазами в палисаднике, хранящими воспоминания о летних цветах, недосягаемых взору обывателя, спускающегося под гору к железнодорожному вокзалу. Дом жил в ожидании бала, и потому на лестнице, ведущей к входной двери, мог оступиться градоначальник, сломать каблук провинциальная Золушка и обронить платок, предварительно хорошо высморкавшись, заглазевшийся чиновник. Дом пароходчика Мешкова знал а Перми всякий».

Зиф, Б. Л. Дом на Набережной // Провинция / Б. Л. Зиф. – Пермь, 2004. – С. 64.
II 2058303

Замечательного художника Ивана Степановича Борисова, рано осознавшего свою тягу к искусству, по праву считают главой пермской группы акварелистов, сложившейся в 1960-е годы. Главный жанр его творчества – пейзаж, который притягивал художника разнообразием возможностей отразить мир. Его манере присущи «резкая контурность, усиленное восприятие света и тона, мажорное восприятие мира, экспрессивность, повышенная эмоциональность». Эти черты стали сущностными для всего творчества И. С. Борисова. Это как некая система координат, на которую накладываются новые черты и приемы, рожденные в художественном поиске. Пермскому краю посвящается большая часть пейзажей И. С. Борисова. Художник писал индустриальные, архитектурные и так называемые «чистые» пейзажи, которые часто называют лирическими. Индустриальный пейзаж, начиная с 1960-х годов был неким социальным заказом, пользовался общественным спросом и вниманием многих художников так называемого соцреализма. Картина «В порту Левшино. Конец 1960-х» является плотным, «витражным» индустриальным пейзажем, поражающим особой фактурностью, ритмом и красотой цвета.

Борисов И. С. В порту Левшино. Конец 1960-х / Иван Борисов // Монументальность и величие акварели. Иван Борисов, заслуженный художник РСФСР, 1925–1995 : [альбом / авт.-сост. О. М. Власова]. − Пермь, 2015. – С. 77.

 

 

Николай Иванович Букин

Если не был ты в Перми

Если не был ты в Перми,
В городе на Каме,
После службы приезжай,
Будем земляками.
Приезжай, друзей зови,
Всем найдется дело.
Любит наша сторона
Бойких да умелых.
Работящий город наш
Краше год от года,
Город вузов и садов
И больших заводов.
Если не был ты в Перми,
В городе на Каме,
После службы приезжай,
Встретим пирогами.
Песни все перепоем,
Словно в день рождения.
А невесты здесь у нас
Прямо загляденье!

Букин, Н. И. Если не был ты в Перми / Н. Букин // Город на Каме : стихи. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1973. – С. 68.

 «Мы молча брели по Камскому проспекту ­мимо загородного сада, биржи, кинотеатра "Октябрь" и выставочного зала, пока не уперлись в Верхнюю Набережную. Затем, взглянули на стального цвета непроницаемую Каму, повернули назад и, не в силах разойтись по домам, побрели в обратную сторону – мимо магазина "Океан", "Яблоньки", ЦУМа, гостиницы "Прикамье" и дальше, к Камской площади.

Поражало, что в Городе образовались в свое время и продолжали жить столичные бренды – ВДНХ, Красная площадь, ЦУМ. Объекты, имеющие эти громкие названия, оригиналам, разумеется, не соответствовали. ЦУМ представлял собой четырехэтажный дорогой магазин в центре города, ВДНХ – крытый выставочный павильон, Красная площадь – пятачок, расположенный ближе к окраине».

Земскова Н. Ю. Демарш Мендельсона // Город на Стиксе / Н. Ю Земскова. – Пермь, 2013. – С. 250-251.
II 2107132
 

Земскова Наталья Юрьевна

 



Один из самых известных на сегодня художников Перми Николай Зарубин ставил в приоритет первосмысл, имел природную склонность к миссионерству, ощущал абсолютную потребность в мироструктурировании. Зарубина всегда интересовал не горизонтальный срез окружающего мира, высвечивающий лишь материальное его воплощение, но некий высший, стереоскопический ракурс его восприятия, синтезирующий зримое и невидимое, чувственный трепет и эзотерику, плотскую неповторимость бытия и космогоническую его обусловленность. «Эгрегор Перми» – одна из таких работ, соединяющая красочную, не скованную, текучую, плавкую лавину, сложнейшее колористическое построение со знакомыми каждому жителю города образами Перми. Плотность его живописных текстов действительно предельно велика.

Зарубин, Н. Эгрегор Перми / Н. Зарубин // Николай Зарубин. Живопись : визуализация философско-этических представлений о мироздании / [авт. проекта, сост. Людмила Зарубина, Дмитрий Землянин (Зарубин)]. – Пермь, 2005. – С. 43.



Смотришь на Каму –
            Сверкают глаза:
Вечно зовет
            За собой бирюза.
Так бы и сел
            На любой пароход
Меж лесных берегов,
            Аметистовых гор,
Меж полей и лугов
            На узорный простор…
Мы свою Родину,
            Каждый цветок,
Озаряем любовью,
            Как солнце восток.
Смотришь на Каму,
            В жемчужную даль,
И чувствуешь силу –
            Вседружную сталь
Всеми хранимой
            Несметной семьи
Нашей любимой,
           Бессмертной земли.

Каменский В. Смотришь на Каму / В. Каменский // Город на Каме : стихи. – Пермь, 1973. – С. 15–16.
КР-2003707, ГУМ-1376799, I-1376358


Василий Васильевич Каменский : [фото] // Василий Каменский. Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма / сост. и науч. ред. А. Россомахин. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 2.
ГУМ-2128263, КР-2141532
 
Василий Васильевич Каменский
 
Дмитрий Игоревич Скирюк

«Башни подстерегали нас везде – и на Кирова, на Ленина, на Комсомольском. Особенно нас заинтересовало здание без вывески и номеров между домами номер двенадцать и шестнадцать на улице 25-го октября, у Оперного театра; со стороны оно казалось классическим замком, выстроенным по всем канонам фортификационного искусства, исключая разве что пробитые в стенах окна.

Сибирская, сорок девять, ‒ дом с угловой башенкой. Компрос, сорок девять, ‒ дом, фланкированный башнями по обеим сторонам. Там же, напротив – дом номер сорок восемь, здание Горэнерго – просто огромная башня! На Белинского, возле пожарной части, построили башню с часами. Башни всегда строят для двух вещей: для наблюдения и обороны».

Скирюк, Д. И. Война Тануки // Блюз черной собаки : роман / Д. И. Скирюк. – Санкт – Петербург, 2006. – С. 148.
II 2067847

Блестящий акварелист, самобытный скульптор и замечательный мастер декоративно-прикладного искусства Константин Собакин в своем творчестве создавал прекрасные образы природы и человека. Поздние индустриальные пейзажи, в том числе и картина «Кама трудовая» – пример изысканно-утонченной манеры письма при объемности пространства. Написанное акварелью в технике «по-сухому», полотно создает ощущение выстроенности, упорядоченности, художник как будто становится строителем, «инженером» листа. Пейзаж строится мелким, острожным мазком, образующим многослойную цветовую структуру. Кажется, что в его пространстве можно находиться долго-долго, почти бесконечно. Само время здесь ощущается по-другому: медленно, объемно и постепенно, как в замедленной киносъемке. Цветовая палитра отличается хрупкостью, светлой, почти хрустальной тональностью.

Из серии «Кама трудовая». 1977. // Теплый дом у холодной воды: Константин Собакин. ‒ Пермь, 2011. ‒ С. 72.
                     
 
                          
Герман Гладких
Ода городу
На юбилей Перми
Мой город Пермь судьбою связан
С великой русскою рекой,
И я воспеть его обязан
Патриотической строкой.
Как сын, как житель, как частица,
Из слов воздвигну пьедестал,
Чтоб он сильней пера жар-птицы
Лучами славы заблистал.
Благодаря казачьей рати
Пермь начала свой славный путь.
Остановясь на круглой дате,
Есть повод в прошлое взглянуть.
По воле царской воеводы
Лес обживали вековой,
Медеплавильные заводы
Скликали люд мастеровой.
Стоит над Камой величаво
Индустриальный монолит
Опора, щит и мощь державы,
Со всей Россией кровно слит.
И утверждать я буду смело:
Мне город Пермь – родней всего,
Ведь он один, по сути дела,
Столица сердца моего.

Гладких, Г. А. Мой город / Г. А. Гладких // Грации : стихи. – Пермь, 2019. – С. 76.
I-2143323, I-2143324
Герман Александрович Гладких : фото // Гладких Г. А. Грации / Г. А. Гладких. – Пермь, 2019. – С. 3.

Герман Александрович Гладких – пермский поэт, мичман запаса, служил на Тихоокеанском флоте, награжден медалями за преданность и отличный труд на благо Отечества. Родился в 1936 году в поселке Мулянка. 

 «Шервож, губернский город одной из северо-восточных губерний, красиво расположился на крутом берегу большой судоходной реки Лачи, которая разливалась здесь громадным плесом. С реки вид на город был замечательно хорош: красовались городские церкви, здания разных присутственных мест, городской сад и даже большая деревянная ротонда в греческо-казарменном стиле. Эта ротонда стояла на Бую, с которого открывался великолепный вид на всю реку. Под рекой вся линия берега была занята пароходными пристанями, магазинами, мастерскими и просто рыбачьими лачугами. По ту сторону реки, на низком берегу разметала свои деревянные домики Рыбачья слободка, ‒ Лача славилась рыбой».

Мамин-Сибиряк, Д. Н. Весенние грозы / Д. Н. Мамин-Сибиряк // Собрание сочинений. В 12 томах. Том 7. Охонины брови. Весенние грозы.– Свердловск, 1950. – С. 106.
II 454269
                                       
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Народный художник Российской Федерации и по совместительству известный пермский график Александр Зырянов всецело посвятил свое творчество Перми и Пермскому краю. Среди пермских графиков он наиболее последовательно занимался линогравюрой, освоил специфику цветной печати с нескольких досок, достиг высокого мастерства в черно-белой технике. Особого внимания заслуживает работа художника с цветом. Картина «Плоты на Каме. Из серии "Вечерняя Кама". 1959», используя достаточно скупое сочетание цветов и оттенков, тем не менее создает цельный и убедительный образ, передает необходимые цветовые и световые эффекты, создает иллюзию жизни. Для изображения ночного времени Зырянов выбирает насыщенный темно-синий, оттенки сиреневого, фиолетового. Пейзаж отличается горизонтальным пространством, мерной ритмичностью построений, ясной гармонией цвета.

Плоты на Каме. Из серии «Вечерняя Кама». 1959. // Светлая сила гравюры: Александр Зырянов. ‒ Пермь, 2020. ‒ С. 40.
 
                  
                               
Борис Ширшов
Разговор с Пермью

Мне с тобой не расстаться теперь
В дружбе радостной, песни достойной,
Дорогая, любимая Пермь,
Город жизни моей беспокойной…
Вижу твой стародавний исток,
Приукрашенный нынче садами
Егошихи извилистый лог,
Устремленный к распахнутой Каме.
Здесь валили березу и ель,
Избы ставили, печи, причалы,
Чтобы ты «починалась отсель»,
Звоном медного дела звучала…
Чем тебе я сегодня воздам
За тепло материнского крова?...
Рад я новым твоим площадям
И бульварам, и граням дворцовым.
Рад, что славится имя твое
Далеко за морями-долами,
По-уральски ты счастье куешь
Золотыми своими руками…
Б. Ширшов

Ширшов, Б. Разговор с Пермью / Б. Ширшов // Город на Каме : сборник стихов. – Пермь, 1973. – С. 59-64.
I-1376358
Борис Ширшов : фото // Ширшов, Б. Годы и строки / Б. Ширшов. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1983. 

«Камск стал заметно чище и зеленее. Появились новые скверы и газоны. Каждый квадратный метр города был за кем-то закреплен, порядок на нем круглогодично контролировался. Это была целая система, на разработку и запуск которой Атаманов не жалел времени. Набирала скорость она медленно, но набрав ее, заработала бесперебойно.
В Камске закрылись котельные, работающие на угле. Их заменили централизованное отопление и компактные газовые блоки. Благодаря вновь построенной обходной автомобильной дороге, транзитный транспорт пошел, минуя городские улицы. В каждом из районов города появились комбинаты бытового обслуживания населения. Автомобилистов тоже не забыли. Были построены дюжина бензоколонок с мойками и два современных автосервиса. Таким оснащением не могло похвастаться даже большинство столиц союзных республик».

Сапиро, Е. С. Никого впереди / Е. С. Сапиро. – Санкт – Петербург : Издательство «Маматов», 2015. – С. 242.
II 2116710
                             
Евгений Саулович Сапиро
                         

Известный пермский график Юрий Заботин прожил короткую, но насыщенную жизнь. Его творческое кредо – «быть самим собой», никогда не кривить душой, выражать в своих рисунках всю правду жизни, как ее понимал сам художник. Работа Заботина «Завод им. А. А. Шпагина. 1970-е» ‒ пример архитектурного пейзажа у мастера: она графична и конструктивна. Архитектуру художник чувствовал профессионально, т. к. он когда-то учился в Пермском строительном техникуме. Линейный «каркас» соответствует архитектурным членениям; даже окружающая среда обретает четкую форму. На месте и характерная для позднего Заботина колористическая манера: яркие, контрастные, экспрессивные цвета и косая штриховка ‒ все это наполняет пейзаж тревогой и напряжением, архитектурный объект начинает жить в среде и запоминается как некий живой организм.

Завод им. А. А. Шпагина. 1970-е. // Одним движением кисти: Юрий Заботин. ‒ Пермь, 2019. ‒ С. 66.

Владислав Леонидович Занадворов (15 сентября 1914 г. – 28 ноября 1942 г.) родился в Перми. Окончил школу с геологическим уклоном, поступил в геологоразведочный техникум. В 1940 году блестяще окончил Пермский государственный университет, а 15 сентября у него родился сын.

Первые стихи В. 3анадворова были напечатаны в 1932 году. В 1936 году в Свердловске была издана его повесть «Медная гора», в 1941 году в Молотове – первый сборник стихов «Простор». А дальше была война.

В феврале 1942 года Владислав Занадворов был призван в ряды Советской Армии. Он был участником великой битвы на Волге и погиб в бою 28 ноября 1942 года.

МОЙ ГОРОД
Я знал тебя, город, в мерцании сварок,
В кольце голубом автогенных лучей,
Входил ты, как юность – порывист и жарок,
В разгул сумасшедших метельных ночей…
В грязи котлованов, в лесах новостроек
Мужали и крепли мы вместе с тобой;
Ещё недоделан, ещё неустроен,
Ты был уже завтрашней нашей судьбой.
Разлёт площадей и движенье кварталов
Как будто сошли со страниц чертежа,
Казалось, что радуг стоцветье вобрала
Твоя озарённая светом душа.
Я знал, что военная форма, мой город,
Мой каменный сверстник, придётся к лицу:
Таким ты по-новому близок и дорог,
Как мужеству – сила, как слава – бойцу.
1941 год

Занадворов, В. Мой город // Город на Каме : сборник стихов. – Пермь, 1973. – С. 34-35.
I-1376358
Владислав Занадворов. Фото 1932 г. // Гинц С. Поэт Владислав Занадворов / С. Гинц. – Пермь, 1963. – С. 15.
                                    
В. Л. Занадворов
                                          
Михаил Андреевич Осоргин

«… Вспомните, что вы на днях видели во сне. … Я видел речку Егошиху, хотя она, может быть, давно высохла, и только линия смородиновых кустов напоминает, что тут была влага. … После десяти лет блужданий по пятнадцати странам Европы я подъезжал на пароходе к городу, в котором родился. У самого города через Каму был переброшен оскорбительный мост. Там, где была рощица, а после – фабрика, из казарменных зданий вырос университет, на открытие которого я приехал. … Университет был открыт. …  И тогда я отправился бродить по городу, улиц которого не узнавал, но отмечал в памяти низенькие, еще не перестроенные дома. Тут, против театра, на площади, раньше казавшейся мне огромной, устраивался зимний каток. … Фланируя без цели, я внезапно остановился посреди пустынной аллеи. … Тополя разрослись и стали огромными, аллеи сузились. …Я присел на скамейку, и мимо меня прошел очень серьезный и деловитый мальчик с замотанными удочками. Жизнь продолжается…»

                                                                                  Осоргин, М. А. Времена / М. А. Осоргин // Времена : автобиографическое описание : рассказы / М. А. Осоргин. – Пермь, 2009. – С. 100.
I 2092303

Коренной пермяк, художник Валентин Дудин, обладал неуемным любопытством, что помогало ему фиксировать перемены в облике Перми. Он часто писал городские пейзажи, передавая всю прелесть старинных улиц, уютных двориков и деревянных строений. Современная городская жизнь отражена в работах, где в центре внимания ‒ кварталы новостроек и высотных домов. Живописный темперамент художника более всего проявляется в передаче воздушной атмосферы пейзажа. Картина «Сквер у оперного театра» 1960-х годов выполнена в любимой манере, создающей ощущение простора, но насыщенной деталями. Светлый, «нарядный» пейзаж чудесно передает свежесть утра или сияние полудня и великолепно оттеняет архитектурный объект.

Сквер у оперного театра. 1960-е. // Простота и правда искусства: Валентин Дудин. ‒ Пермь, 2016. ‒ С. 152.
                       
                                               
Валентина Телегина
В давнее время в глуши полудикой
Вырос в тайге городок невеликий.
– Кто ты? – спросила Кама, звеня.
– Пермью назвали меня…
Кама и Пермь – неразлучные сёстры,
Знают об этом рябины и сосны.
И навсегда они рядом теперь –
Древняя Кама и юная Пермь.
Годы прошли, старина миновала,
Пермь вырастала в ладонях Урала.
Смотрятся храмы, дворцы и мосты
В зеркало камской воды.
Мира и счастья – столице Прикамья,
Добрых свершений, воспетых стихами!
Город, в котором живём и творим,
Нашей любовью храним.
В. Телегина

Телегина, В. [Стихотворение] / В. Телегина // Пермь известная и неизведанная : путеводитель / В. Гладышев. – Санкт-Петербург, 2011. – 4 с. обл.

«На Соликамской повеяло аптекарским запахом цветущих лип. Шли мимо сада имени Лобачевского, в прошлом Тюремного. Переименовали его не теперь, а задолго до того, как тюрьма стала называться исправдомом.  Предание гласило, что великий математик специально приезжал сюда из Казани и сам вычертил план этого сада, причем зашифровал в нем какую-то, опередившую свое время, чрезвычайно важную для человечества идею, которую не мог или не хотел высказать прямо. Места для саженцев он будто бы наметил с таким расчетом, чтобы любая точка на всей территории сада не заслонялась бы деревьями от взгляда по крайней мере одного из четырех стражников, дежуривших по четырем его углам. Гуляя здесь, каждый арестант в каждое мгновение обязательно виден был одному из этой четверки».

Юзефович, Л. А. Казароза : роман / Л. А. Юзефович // Обручение с вольностью : повести, роман / Л. А. Юзефович. – Екатеринбург, 2006. – С. 255–256.
I 2078078
                 
                               Леонид Абрамович Юзефович
 

Известный пермский художник-живописец Любовь Малышева не устает признаваться в любви к природе. Детство, прошедшее в древнем уральском селе Ильинском, навсегда связало ее с родным пейзажем, в котором много неба и много воды, отражающей неспешный ход облаков и бесконечную игру светотени. Малышева предпочитают спокойную гармоничную композицию, свободное построение планов, живую асимметрию основных объектов и групп. Главное в ее картинах – колорит, построенный на сочетаниях светлых, «воздушных», оттенков серого, белого и голубого. Картина «Воодушевляющий город. Комсомольский проспект» (2006 г.) посвящена символу города – «башне смерти», как в народе называют ее пермяки. Несмотря на центральное расположение здания на полотне, сложно не заметить тяжелое, темное небо, блеск попавшей под дождь трассы, которые дополняют образ.

Воодушевляющий город. Комсомольский проспект. 2006 г. // Роман с Уралом: Любовь Малышева. ‒ Пермь, 2016. ‒ С. 128.
Пермь
 «И радость свою,
                            И невзгоды
Ты, Пермь, от меня не таи ‒
Прошел я и вешние воды,
И медные трубы твои.
И в сердце вливается что-то
От славы твоей и потерь,
Любовь моя,
                      Жизнь и работа, ‒
Земля моя русская ‒
                                      Пермь!»
Владимир Радкевич

Радкевич, В. И. Пермь : [стихотворение] / В. Радкевич // Вечность нас пригласила в гости. ‒ Пермь, 2007. ‒ С. 21
I 2070794
                                    
   В. И. Радкевич, фото из личных архивов семьи автора
                                              
                                                       Борис Пастернак, 1948г.

«Там, верстах в трех от Развилья, на горе, более высокой, чем предместье, выступил большой город, окружной или губернский. Солнце придавало его краскам желтоватость, расстояние упрощало его линии. Он ярусами лепился на возвышенности, как гора Афон или скит пустынножителей на дешевой лубочной картинке, дом на доме и улица над улицей, с большим собором посередине на макушке. "Юрятин! – взволнованно сообразил доктор"».

Юрятин – это вымышленный город, в котором происходит часть событий из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Среди исследователей распространено мнение, что прообразом города Юрятин является город Пермь.

Пастернак, Б. Л. Собрание сочинений. В 5 томах. Том 3. Доктор Живаго : роман / Б. Л. Пастернак. – Москва : Художественная литература, 1990. – 734 с.
I 1942453

Выдающийся художник Олег Коровин с Пермью знаком не понаслышке: в городе он учился и здесь нашел свою любовь. Его кисти принадлежат удивительные лирические акварельные пейзажи. Выразительность мотива, мягкость письма, нежные переливы оттенков создают в пейзажах Коровина ощущение духовной гармонии, светлого восприятия мира. Картина «Пермь» (1976) написана в привычной ему светлой колористической гамме, с преобладанием серых, желтоватых и зеленоватых оттенков. Колорит звучит мягко, спокойно и удивительно гармонично. Какая-то особенная нежность и красота ощущаются в каждом камерном пейзаже, в каждом этюде или наброске. Непритязательный, как бы случайный мотив сближает художника с импрессионистами, при этом изображение всегда сохраняет реальные формы, а пространство кажется глубоким и многомерным.

Пермь. 1976 г. // Светлый мир красоты: Олег Коровин. ‒ Пермь, 2014. ‒ С. 158.
                  
                                                
   «...И  все же, Пермь, ты –
Город мой родной,
Которому обязан я успехом…
Влюблен в свой город я,
мастеровой.
Пермь, занеси любовь
Навеки в список твой!».
В. А. Богомолов

Богомолов В. А. По небу журавли плывут : стихотворения / В. А. Богомолов. – Пермь : [б. и.], 2009. – 199, [6] с.
Фото: В. Бикмаев

«…Стечение народа было огромное. Наместник, приняв поздравление с открытием города Перми, пригласил всех чиновников, именитых граждан и призванных к торжеству депутатов от уездных городов к столу. На площади было приготовлено угощение для простого народа. Вечером Петропавловская церковь, дома наместника и губернатора, присутственные места и дома жителей, набережная, часовня были иллюминированы. Среди площади красовался транспарант с вензловым именем Императрицы. В 10 часов вечера в доме наместника был открыт бал, на который приглашены все чиновные и именитые лица. Мужчины были в мундирах и, по тогдашнему обычаю, в напудренных париках, в гусарских сапогах, а дамы в платьях с длинными шлейфами, в башмаках на высоких каблуках. Около церкви было сожжено более тысячи ракет, на берегу Камы горели смоляные бочки, пальба из пушек не прекращалась…».

Смышляев, Д. Д. Из прошлого : о старых временах и людях / Д. Д. Смышляев. – Пермь : Пермский клуб «Миниатюрная книга», 1993. – 60 с. – (Писатели о Перми ; вып. 6).
                      
    
Набережная. 1967 г.

Перми и Пермскому краю посвящается большая часть пейзажей выдающегося пермского художника, оставившего заметный след в искусстве города, Ивана Борисова. Он писал индустриальные, архитектурные и так называемые «чистые» пейзажи, которые часто называют лирическими. Картина «Набережная» выполнена в присущей художнику холодной гамме серого, синего, желтого и красновато-коричневого цветов. В прочности и ясности построения, в простоте приемов, передающих материальные свойства предметов, во всем чувствуется не только «хорошая школа», но некая глубинная укорененность в русской пейзажной традиции, приверженной реализму.

Набережная. 1967 г. // Монументальность и величие акварели: Иван Борисов. ‒ Пермь, 2015. ‒ С. 154.
                                  ДЕРЕВЯННАЯ ПЕРМЬ

Деревянная Пермь,
                                 первозданная Пермь,
Где твои терема
                            и часовни теперь?
На крылечко тесовое
                                   уж не шагнешь
И Отечества «сладостный дым»
                                                      не вдохнешь...
Деревянная Пермь, ты в себе
                                                  не вольна,
Ты на снос власть имущими
                                               обречена.
Худо дереву стало!
                                Бетонная тьма
Сокрушает, теснит наших
                                           предков дома.
И на весь этот ужас,
                                  на весь этот ад
Деревянные боги
                             печально глядят.
И мне кажется, что в этой
                                           битве времен
И над ними безумный
                                    топор занесен.
А. Решетов
Решетов, А. Л. Деревянная Пермь : [стихотворение] // Решетов, А. Л. Избранное : стихотворения. – Пермь, 2005 – С. 251.
I 2055514

   

                         

Художник Г. Г. Шварев


«Город был просторный, спокойный. Все лучшие улицы стремились взлететь на высокий берег Камы, и этот разбег напомнил мне родной Энск с его взгорьями на берегах Песчинки и Тихой. Прежде мне не случалось жить в Молотове, я только пролетал над ним два-три раза.»
В. А. Каверин
Каверин, В. А. Два капитана / В. А. Каверин. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1950. – 671 с. – Из содерж. : [О городе Молотове]. – C. 551. – Текст : непосредственный.
I 465901

Портрет работы художника Ф. Глебова
                  

Казанская застава

К приезду императора Александра I в 1824 году в городе Перми по проекту архитектора И. И. Свиязева возвели обелиски, которые стали своего рода «воротами в город». В тот момент было две заставы: Сибирская и Казанская. Казанская застава располагалась в районе современного центрально рынка, в начале улицы Шоссе Космонавтов.
Анатолий Тумбасов – заслуженный художник СССР, член Союза художников СССР, член союза журналистов СССР, автор и иллюстратор книг для детей, почетный гражданин Перми. На своих полотнах мастер с любовью писал виды Перми: исторические памятники, грандиозные новостройки, промышленные пейзажи, а также природу города и его окрестностей.

Казанская застава, 1976 г. // Художник-летописец Анатолий Тумбасов : альбом. – Пермь, 2016. – С. 52.
Европа начинается с Перми,
У Каменного пояса России.
Живу я в центре Матушки-Земли –
Вполне могу сойти на роль Мессии!
Да эта роль мне, пермяку, претит.
Лелею лишь одну мечту-старушку:
Когда
Царь-молот в крошку превратит
Планете ненавистную Царь-Пушку?
И в этом я ему готов помочь,
Не требуя наград и комплиментов.
Пускай живут спокойно сын и дочь
На стыке двух веков и континентов.
А. Старовойтов

Старовойтов, А. Ф. Европа начинается с Перми : [стихотворение] / А. Старовойтов // Европа начинается с Перми. – Пермь, 1999. – 4-я с. обл.
II 2009531, КР 2009532, II 2009533
Фото: В. Бикмаев
      
«Местоположение Перми выгодно и красиво. Между двух довольно высоких гор, находящихся на берегу Камы, образуется ложбина, возвышенная саженей на 15 от уровня реки. С одной стороны эта ложбина омывается речкою Егошихою и ручьем, которому пермские выдумщики нашлись дать название классического Стикса, а с другой – речкою Данилихою, в которой найдены были слабые признаки золотого песка. На этой-то ровной ложбине расположен город»
П. И. Мельников-Печерский
Мельников-Печерский П. И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь / П. И. Мельников-Печерский ; [отв. ред. Е. Г. Власова ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т]. – Санкт-Петербург : Маматов, 2018. – 228 с. – Из содерж.: [О местоположении Перми]. – С. 57. – Текст : непосредственный.
КР-2132036, II-2132037, II-2132038
          
          
Библиотека имени Горького

Заслуженный художник России, Почетный гражданин города Перми, участник Великой Отечественной войны Виктор Кузин изобразил на своей картине здание старейшей библиотеки Перми ‒ библиотеки имени Горького, которая открылась 4 января 1836 года. В здание, которое изображено на картине, библиотека переехала в 1966 году, где и находится в настоящее время. Она располагается в центре города Перми, на улице Ленина, является памятником культурного наследия и одним из элементов архитектурного ансамбля центра города.

Библиотека имени Горького. 1973 г. // Поэзия акварели : Виктор Кузин. - Пермь, 2011. - С. 74.


16+