Библиотека им. А. М. Горького предлагает серию материалов, посвященных юбилею города Перми, от деятелей в области литературы и искусства.
Разгуляй Деревянный, старинно-каменный,
Был ты прежде мещанским, купеческим,
О тебе говорили с гордостью,
Понастроили зданий каменных
И глядит вдаль Татищев пристально, верной, искренней,
Полякова, Л. Разгуляй : [стихотворение] / Л. Полякова // Неповторимый город : стихи / Л. Полякова – Пермь, 2004. – С. 10–11.
Полякова Любовь Аркадьевна – член Российского союза профессиональных литераторов. Живет в Перми, печаталась в краевых сборниках «Третья Пермь» (1999), «Литературная Пермь» (2004), «Оляпка-12» (2005). Выпустила три поэтических сборника и две книги с детскими стихами и загадками. | Полякова Любовь Аркадьевна |
| «Будущее улыбается Перми и улыбается основательно. О, лет через пяток Пермь будет неузнаваема! Года через четыре пермяки будут попадать в Петербург на четвертые сутки, если еще не скорее, а лет через шесть (когда, помимо дороги Вятка-Петербург, пройдет еще дорога, соединяющая Пермь с Сибирскою дорогой более прямым путем), Пермь будет одним из пунктов на великом пути между Тихим и Атлантическим океанами, на пути, связывающем столицы с огромною окраиною – Сибирью, на пути из Европы в Азию. Через Пермь будут идти миллионы пудов груза, проезжать сотни тысяч пассажиров, будут проноситься поезда-молнии, разные "экспрессы" и тому подобное, а мы из "козьего загона" будем взирать вниз на эти грузы, на эти "экспрессы". Город наш оживится, появится множество приезжих и проезжих, появятся туристы, которые будут бродить по городу, везде и всюду заглядывать, всем интересоваться. Богатые петербуржцы, москвичи будут ездить в Пермь есть пельмени и наслаждаться пермской оперой. Знатные и незнатные иностранцы будут обязательно останавливаться в Перми, снимать фотографии с дома Мешкова, пить пиво Поклевского. И…(дерзкая мысль) Пермь будет "окном в Азию", так же, как Петербург, − окном в Европу». В. Гукс. 9 мая 1901 Окно в Азию // Прогулки по старой Перми : Страницы городского фельетона конца ХIХ – начала ХХ вв. – Пермь, 1998. – С. 47−48. I1996492 |
Леонид Лемехов – один из самых значительных отечественных карикатуристов, член Союза художников, иллюстратор, график, плакатист, дизайнер, модельер. Работал главным художником Пермского дома моделей, являлся доцентом кафедры дизайна ПНИПУ. Его акварели или работы в смешанной технике создавали дивный поэтический мир природы и города. В его творчестве преобладают пейзажи, посвященные среднерусской и уральской природе. Картина «Фонтан на эспланаде» – узнаваемый пермский пейзаж с одним из его культурных, театральных символов – Пермским академическим Театром-Театром. Несмотря на преобладание серых, грозовых оттенков и такое же темное здание театра, на первом плане пейзажа все же вода – фонтан в окружении перламутровых переливов.
Пермский период : календарь 2023 : 300-летию Перми посвящается / Культур. некоммерч. фонд и худож. галерея Пермский период. – Пермь : [б. и., 2022]. – [13] л. : цв. ил. | |
Александр Евгеньевич Зубков | Булыжная Пермь Памяти альбом перелистаю – Александр Зубков Зубков, А. Булыжная Пермь [стихотворение] / А. Зубков // Литературная Пермь. – 2011. − №8−9. – С. 214. КР2097530 Александр Евгеньевич Зубков родился в 1948 г. в г. Перми. Окончил Пермский государственный университет, Омский институт физкультуры. Автор поэтических сборников: «Багровый ветер» (2000),«Суламита моя» (2002),«Чёрточки и чертовщинки»(2004), Невесомая зима (2005), Акварельный репортаж (2007). |
«…машина проскочила по Уральской, нырнула на Северную дамбу, пронеслась по Разгуляю и медленно поползла по улице, носящей название знаменитого кандального пути. Некогда этот проулок* был главным в городе и, кроме грохота кандалов и скрипа арестантских повозок, творил и иную, более радостную историю. В 1781 году здесь появились первые каменные здания – дом Прянишникова и дом вице-губернатора Розинга. Первые керосиновые фонари зажглись в нашем городе в 1863 году тоже на этой улице. Это был эксперимент уличного освещения. Да, немногим ранее был обустроен первый парк в Перми – Загон. Он находился внизу улицы. Со временем жители внесли коррективы и стали называть его Козий Загон, а вот парк Багратиона не прижилось к нему. В начале двадцатого века парк переименовали в Набережный сад, высадили липы, оградили, построили замечательный ажурный теремок, где помещалась летняя биржа. С 1928 года он носит название сквер Решетникова. Этот парк-сад-сквер – первый в городе, услышавший оркестровую музыку».
*проулками в Перми назывались улицы, идущие перпендикулярно Каме.
Нечаева, Е. В. На другой стороне лжи / Е. В. Нечаева // На другой стороне : проза / Е. В. Нечаева. – Пермь, 2021. – С. 84–85
II 2141935 | ![]() Екатерина Васильевна Нечаева (Калуцких) |
![]() | Талант, помноженный на упорный труд и преданную любовь к избранному делу, подарили миру одного из самых известных живописцев Урала − Евгения Широкова. Автор многочисленных жанровых картин, натюрмортов, пейзажей, монументальных работ, и, конечно, портретов, высоко ценил творческое начало в себе и в других. Неповторимая, индивидуальная манера его письма, со своей особой структурой цвета и пластики, ставят художника в ряд лучших современных мастеров в России. Особое место в творчестве художника занимает краевая столица: пейзаж «Старая Пермь. Слудка» 1977 года создает легкоузнаваемый образ города. Несмотря на преобладание темных оттенков полотно задает ностальгическое настроение. Старая Пермь. Слудка. 2003. // Альбом: Евгений Широков. − Пермь, 2001. − С. 72. |
Перми изменчивые лики
Перми изменчивые лики,
И гениальна. И бездарна.
Но вдруг – трагичное виденье,
И тут же ласковость и радость,
До крайности трудолюбива
И молода. И старовата.
И снова трезвость, и похмелье,
Н. Ф. Аверина-Кислова
Аверина-Кислова, Н. Ф. Перми изменчивые лики / Н. Ф. Аверина-Кислова // Не поле перейти : [стихотворения]. – Пермь, 2011. – С. 169-170.I 2094493.
Аверина Нина Федоровна – ученый-книговед, кандидат филологических наук, доцент, член Союза журналистов СССР (1961). Не считая себя профессиональным поэтом, она называет свои стихи «биографией души». | ![]() Аверина Нина Федоровна |
Аверина Нина Федоровна | «Пермь была довольно зеленым городом. Со всех сторон ее окружал лес, островки которого долго сохранялись внутри городских кварталов. А вот общественных садов в губернском центре не было, если не считать Александровский сквер на Петропавловской площади возле собора и новое место массового гульбища – бульвар с березовыми аллеями, недавно посаженными на южной границе города. Лесные окрестности Перми редко посещались отдыхающими "как неудобные и скучные", зато небольшие частные садики были почти у каждого дома. Описывая свое житье в Перми "в чистеньком доме часовых дел мастера Розенберга" Ф. Ф. Вигель отмечал, что обедала компания в саду Розенберга, выход в который был прямо из комнат постояльцев». Аверина, Н. Ф. Довольно приятный город // Пермь в эпоху Модераха : Краеведческий очерк / Н. Ф. Аверина. – Пермь, 2006. – С. 72-73. |
Крупнейший в Прикамье художник-керамист с ярким собственным стилем Наталья Корчемкина создала целый мир образов. Ее работы обогатили декоративно-прикладное искусство, и вышли за его рамки, приблизившись к станковой живописи. Керамические панно, или пласты, как называет их Н. А. Корчемкина, представляют собой уникальную авторскую находку – сплав чистой графики с возможностями солей и пигментов, которые используются при обжиге керамики. Пример такого панно – работа 2003 года под названием «Пермь». Здесь ярко проявляется характерная для панно условность, большая философская отстраненность сюжета. Здесь перед зрителем открываются образы «пермского мифа», сказочно-легендарные персонажи, люди и звери в первородном единстве. В пластах Корчемкиной предстает мир, где в непостижимой и естественной связи, вечно, пребывают люди, божества, хтонические существа, звери, таинственные обитатели лесов и их стражи. Пермь. Панно. 2003. // Река времени: Наталья Корчемкина. − Пермь, 2018. − С. 74. | ![]() |
Леонид Грибель | Глубинка
Горжусь, что Пермяк я от роду,
Леонид Грибель, Апрель, 2009
Грибель Л. Глубинка / Л. Грибель // Пермь многоликая II : стихи и проза. – Пермь, 2010. – С. 60.
Грибель Леонид Валентинович родился 27 декабря 1945 года в городе Чусовом Пермской области в семье железнодорожников. В 1974 году окончил физический факультет Пермского госуниверситета. Работал в Пермском политехническом институте (ОКБ), в Центральном банке РФ специалистом по охране труда, в ПГНИУ. Писать стихи начал в 13 лет, печатался в газете «Чусовской рабочий», автор сборника «Странник. Пермь». Лауреат областного конкурса, победитель первого специального конкурса «Поэты Урала». |
«… Пермский театр связан с чеховским творчеством столь тесно, что мог бы посоперничать в этом с некоторыми столичными. Пьесы Чехова шли на пермской сцене еще при жизни автора. Местные газеты подробно освещали каждую постановку, горячо, заинтересованно обсуждали успехи и провалы. Журнал "Искусство и жизнь", выходивший в Перми в 1910-е годы, "завлекал" на чеховскую премьеру. Вместительное каменное здание театра (архитекторы Р. О. Карвовский, В. В. Попатенко, год окончания строительства – 1878-й) с великолепной акустикой называли не иначе как Большой театр. Пермякам завидовали соседи – екатеринбуржцы, вечные соперники. Пермь прогремела на всю Россию еще и тем, что почти шесть лет, до 1902 года, местная дума содержала театральную дирекцию». Гладышев В. Ф. На Урале его ждал Большой театр / В. Ф. Гладышев // Чехов и Пермь. Легенда о трех сестрах / В. Ф. Гладышев. – Пермь, 2008. – С. 76. I 2105974 | Гладышев Владимир Федорович |
| Наталья Талавира – известный художник и признанный мастер в области декоративно-прикладного искусства и станковой графики. Ей принадлежит открытие новой авторской техники – уникальной «текстильной формопластики», которая открывает безграничные возможности для воплощения в тонких многогранных композициях сложнейших задумок и фантастических образов. Индивидуальный почерк работ Талавиры несравним и самобытен. Неспешное течение Камы, основательность купеческой архитектуры, сохранившей свою целостность сквозь века, открыли художнику красоту сердца города. И в результате возникла серия небольших графических пейзажей с памятниками архитектуры: Дом Мешкова, Дом Любимовой, вокзал Пермь I, Спасо-Преображенский собор – эти жемчужины Перми, придающие ей неповторимый облик, отразились в работах Талавиры легкими полупрозрачными линиями. Гармоничное построение композиции, воссоздание пейзажной среды позволяют зрителю почувствовать уникальность архитектурных памятников, ставших визитной карточкой Перми. Талавира. Н. Дом Мешкова. Пермь // Наталья Талавира. Сад моей жизни : альбом. – Пермь, 2017. – С. 77. |
Пермская земля
В камской зелени и сини Был он крут, не обессудьте! Не торжественною одой, Так что, видимо, с рожденья Радкевич, В. Пермская земля :[стихотворение] / В. Радкевич// Земля пермская : литературно-художественное издание. – Пермь, 2023. – С. 4.
КР 2152725 | Радкевич Владимир Ильич |
Пермяк Евгений Андреевич | «Что там ни говори, а Пермь была губернским, следовательно, губернаторским и в какой-то степени дворянским городом и уж, конечно, купеческим и предпринимательским. Городом фабрикантов, пароходчиков, городом значительного чиновничьего слоя и городом епархиальным. Значит и городом духовных учебных заведений. Пермскую семинарию закончили гениальный изобретатель радио Попов, крупнейший певец Урала Мамин-Сибиряк, создатель блистательных уральских сказов Бажов и другие самородки, чьи имена не столь знамениты, а их большие или малые дела бессмертны. Пермь к 1917 году пришла не самым отсталым городом из всех губернских городов, и этого не нужно забывать, когда мы говорим о достижениях культуры наших дней. Она не без корней, не без традиций, как и сам город».
Пермяк, Е. А. Седьмая тетрадь // Мой край / Е. А. Пермяк. – М., 1970. – С.146−147. I 1299179 |
Равиль Барилович Исмагилов (28 октября 1940; Россия, Пермский край, Пермь – 19 ноября 2020; Пермь) – советский и российский художник-прикладник, график, живописец, дизайнер интерьеров. Заслуженный художник Российской Федерации. Член Союза художников России (1978). Родился 28 октября 1940 года в городе Перми. В 1960 году окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта. Учился в студии А. М. Дёмина, которая работала при Пермской государственной художественной галерее. В 1960−1962 годы Исмагилов учился в Казанском художественном училище, а в 1967−1972 годы – в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной на отделении стекла и керамики. Своеобразным признанием таланта молодого художника стал тот факт, что курсовая работа Р. Б. Исмагилова – эмблема ЛВХПУ − являлась официальной эмблемой училища в течение 20 лет. В 1972−1973 гг. работал главным художником Сылвенского стекольного завода. С 1973 года начал работу над оформлением интерьеров общественных зданий, в области монументально-декоративного искусства, на практике осуществляя задачи синтеза искусств. Равиля Исмагилова в своё время высоко оценили и в Пермском книжном издательстве, с которым художника объединяли долгие годы плодотворного сотрудничества. Многогранность таланта позволила Исмагилову проявить себя в живописи, рисунке, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьеров. Стремление к глубокому осмыслению мира художник выразил в жанре пейзажа, в котором он успешно работал в последние годы. Пожалуй, именно пейзаж можно назвать самым излюбленным жанром Исмагилова. Равиль одинаково чуток к природе города и села, но особенно красив у него архитектурный пейзаж, где соединяются строгость мышления и трепетность чувства. Исмагилов точно выстраивает каждую композицию. Архитектура органично входит в пейзаж, насыщая его емкое, подвижное, удивительно изменчивое пространство. Образ современного города всегда получает у автора сугубо индивидуальное толкование: художник выражает собственное отношение к городу, глубоко личное чувство. Невероятно нежными и поэтичными являются пейзажи, посвященные пермской старине или какому-то конкретному архитектурному памятнику, вызывающему легкую грусть по былому.
Исмагилов, Р. Б. Пермь. Улица Сибирская // Исмагилов. Созвучно времени. – Пермь, 2020. – С. 265 | ![]() |
|
Алексей Васильевич Мальцев родился 20 октября 1961 года в городе Усолье (сейчас − Пермского края). Окончил Пермский государственный медицинский институт (1985). Работал по специальности. Первый поэтический сборник вышел в 1995 году в Перми. Член Союза писателей России, кавалер ордена Достоевского II степени. В настоящее время Алексей Васильевич трудится в сфере рекламы и маркетинга, живет в городе Перми. Строки о Перми Алексей Мальцев
Я снова с этим городом Мальцев, А. В. Я снова с этим городом готов держать пари.../ А. В. Мальцев // Пунктир габаритных огней : сборник стихотворений. – Пермь, 2021. – С. 6. I-2144092, ГУМ-2144093 |
«Ровной сплошной серой стенкой тянется вдоль Камы каменный закругленный парапет. Камские всплески неторопливо накатываются на пологие скосы тяжелых квадратных бетонных плит. Белые "ракеты" и "метеоры", взвихривая за собою бурунный зеленовато-голубой шлейф, мягко прислоняются к причалам. Там, внизу, справа, − шумливая толчея возле ларьков, киосков, раскидистой билетной кассы под рубчатым полупрозрачным козырьком. А еще дальше – неизменный, квадратный, желтовато-коричневый с белым – речной вокзал, возле которого притихли до поры до времени двухпалубные красавцы.
А слева, вдали, синеет ажурный железнодорожный мост. Чуть ближе – протянулась через Каму новая лента, − тоненькая лента на тоненьких ножках, и катятся по ней за Каму красные и голубые автобусы».
I 1475353
Черненко, В. А. Придорожный подсолнух // Спасибо, друг! / В. А. Черненко. – Пермь, 1978. – С. 332
|
![]() Владимир Александрович Черненко |
|
Пейзажист Константин Матвиенко родом из Краснокамска. В 13 лет он поступил в Краснокамскую школу искусств, которую окончил с отличием. В 1985 году поступил в Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра. После окончания училища служил в Советской Армии, потом остался работать в Свердловске. Сегодня он живет в Краснокамске и преподает в школе искусств рисунок и живопись, успешно сочетая педагогическую деятельность с творчеством. Полотна художника находятся в Краснокамской картинной галерее имени И. И. Морозова, частных и корпоративных собраниях России, Европы и США. Работает в технике станковой живописи и графики. Картина «Вдоль по Екатерининской» – представляет собой вид на Вознесенско-Феодосиевскую церковь, построенную в псевдорусском стиле из красного кирпича одной из последних в городе перед революцией (1904). Многие замечают в ней сходство с Московским Кремлем.
Матвиенко, К. Ю. Вдоль по Екатерининской / КонстантинМатвиенко// 300 лет. Пермь : календарь. – Пермь, 2023. − С. 8. |
Олег Робертович Карелин родился 1 декабря 1973 года в д. Груни Нытвенского района Пермской области. С 2004 по 2010 годы он жил в Перми, где посещал литературное объединение «Тропа» пермского поэта Фёдора Сергеевича Вострикова. Город пермяков. Перама Олег Карелин
Губернский город Пермь... Кто жил здесь долго,
Карелин О. Город пермяков. Перама/ О. Карелин // Пермь многоликая III : стихи и проза. – Пермь, 2011. – С. 7. |
Олег Робертович Карелин |
Бэла Лазаревна Зиф
|
«Дом рос в высоту обилием колонн, окнами-арками, похожими на глаза, застывшими в изумлении, затейливой лепниной, напоминающей видения садов Семирамиды, и каменными вазами в палисаднике, хранящими воспоминания о летних цветах, недосягаемых взору обывателя, спускающегося под гору к железнодорожному вокзалу. Дом жил в ожидании бала, и потому на лестнице, ведущей к входной двери, мог оступиться градоначальник, сломать каблук провинциальная Золушка и обронить платок, предварительно хорошо высморкавшись, заглазевшийся чиновник. Дом пароходчика Мешкова знал а Перми всякий».
Зиф, Б. Л. Дом на Набережной // Провинция / Б. Л. Зиф. – Пермь, 2004. – С. 64.
|
Замечательного художника Ивана Степановича Борисова, рано осознавшего свою тягу к искусству, по праву считают главой пермской группы акварелистов, сложившейся в 1960-е годы. Главный жанр его творчества – пейзаж, который притягивал художника разнообразием возможностей отразить мир. Его манере присущи «резкая контурность, усиленное восприятие света и тона, мажорное восприятие мира, экспрессивность, повышенная эмоциональность». Эти черты стали сущностными для всего творчества И. С. Борисова. Это как некая система координат, на которую накладываются новые черты и приемы, рожденные в художественном поиске. Пермскому краю посвящается большая часть пейзажей И. С. Борисова. Художник писал индустриальные, архитектурные и так называемые «чистые» пейзажи, которые часто называют лирическими. Индустриальный пейзаж, начиная с 1960-х годов был неким социальным заказом, пользовался общественным спросом и вниманием многих художников так называемого соцреализма. Картина «В порту Левшино. Конец 1960-х» является плотным, «витражным» индустриальным пейзажем, поражающим особой фактурностью, ритмом и красотой цвета.
Борисов И. С. В порту Левшино. Конец 1960-х / Иван Борисов // Монументальность и величие акварели. Иван Борисов, заслуженный художник РСФСР, 1925–1995 : [альбом / авт.-сост. О. М. Власова]. − Пермь, 2015. – С. 77.
|
|
Николай Иванович Букин |
Если не был ты в Перми
Если не был ты в Перми,
Букин, Н. И. Если не был ты в Перми / Н. Букин // Город на Каме : стихи. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1973. – С. 68. |
«Мы молча брели по Камскому проспекту мимо загородного сада, биржи, кинотеатра "Октябрь" и выставочного зала, пока не уперлись в Верхнюю Набережную. Затем, взглянули на стального цвета непроницаемую Каму, повернули назад и, не в силах разойтись по домам, побрели в обратную сторону – мимо магазина "Океан", "Яблоньки", ЦУМа, гостиницы "Прикамье" и дальше, к Камской площади.
Поражало, что в Городе образовались в свое время и продолжали жить столичные бренды – ВДНХ, Красная площадь, ЦУМ. Объекты, имеющие эти громкие названия, оригиналам, разумеется, не соответствовали. ЦУМ представлял собой четырехэтажный дорогой магазин в центре города, ВДНХ – крытый выставочный павильон, Красная площадь – пятачок, расположенный ближе к окраине». Земскова Н. Ю. Демарш Мендельсона // Город на Стиксе / Н. Ю Земскова. – Пермь, 2013. – С. 250-251. II 2107132 |
Земскова Наталья Юрьевна |
![]()
|
Один из самых известных на сегодня художников Перми Николай Зарубин ставил в приоритет первосмысл, имел природную склонность к миссионерству, ощущал абсолютную потребность в мироструктурировании. Зарубина всегда интересовал не горизонтальный срез окружающего мира, высвечивающий лишь материальное его воплощение, но некий высший, стереоскопический ракурс его восприятия, синтезирующий зримое и невидимое, чувственный трепет и эзотерику, плотскую неповторимость бытия и космогоническую его обусловленность. «Эгрегор Перми» – одна из таких работ, соединяющая красочную, не скованную, текучую, плавкую лавину, сложнейшее колористическое построение со знакомыми каждому жителю города образами Перми. Плотность его живописных текстов действительно предельно велика. |
Смотришь на Каму – Сверкают глаза: Вечно зовет За собой бирюза. Так бы и сел На любой пароход Меж лесных берегов, Аметистовых гор, Меж полей и лугов На узорный простор… Мы свою Родину, Каждый цветок, Озаряем любовью, Как солнце восток. Смотришь на Каму, В жемчужную даль, И чувствуешь силу – Вседружную сталь Всеми хранимой Несметной семьи Нашей любимой, Бессмертной земли. Каменский В. Смотришь на Каму / В. Каменский // Город на Каме : стихи. – Пермь, 1973. – С. 15–16. КР-2003707, ГУМ-1376799, I-1376358 Василий Васильевич Каменский : [фото] // Василий Каменский. Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма / сост. и науч. ред. А. Россомахин. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 2. ГУМ-2128263, КР-2141532 |
![]() Василий Васильевич Каменский |
Дмитрий Игоревич Скирюк |
«Башни подстерегали нас везде – и на Кирова, на Ленина, на Комсомольском. Особенно нас заинтересовало здание без вывески и номеров между домами номер двенадцать и шестнадцать на улице 25-го октября, у Оперного театра; со стороны оно казалось классическим замком, выстроенным по всем канонам фортификационного искусства, исключая разве что пробитые в стенах окна. Сибирская, сорок девять, ‒ дом с угловой башенкой. Компрос, сорок девять, ‒ дом, фланкированный башнями по обеим сторонам. Там же, напротив – дом номер сорок восемь, здание Горэнерго – просто огромная башня! На Белинского, возле пожарной части, построили башню с часами. Башни всегда строят для двух вещей: для наблюдения и обороны». Скирюк, Д. И. Война Тануки // Блюз черной собаки : роман / Д. И. Скирюк. – Санкт – Петербург, 2006. – С. 148.II 2067847 |
Блестящий акварелист, самобытный скульптор и замечательный мастер декоративно-прикладного искусства Константин Собакин в своем творчестве создавал прекрасные образы природы и человека. Поздние индустриальные пейзажи, в том числе и картина «Кама трудовая» – пример изысканно-утонченной манеры письма при объемности пространства. Написанное акварелью в технике «по-сухому», полотно создает ощущение выстроенности, упорядоченности, художник как будто становится строителем, «инженером» листа. Пейзаж строится мелким, острожным мазком, образующим многослойную цветовую структуру. Кажется, что в его пространстве можно находиться долго-долго, почти бесконечно. Само время здесь ощущается по-другому: медленно, объемно и постепенно, как в замедленной киносъемке. Цветовая палитра отличается хрупкостью, светлой, почти хрустальной тональностью. Из серии «Кама трудовая». 1977. // Теплый дом у холодной воды: Константин Собакин. ‒ Пермь, 2011. ‒ С. 72. |
![]() |
![]() Герман Гладких |
Ода городу На юбилей Перми Мой город Пермь судьбою связан С великой русскою рекой, И я воспеть его обязан Патриотической строкой. Как сын, как житель, как частица, Из слов воздвигну пьедестал, Чтоб он сильней пера жар-птицы Лучами славы заблистал. Благодаря казачьей рати Пермь начала свой славный путь. Остановясь на круглой дате, Есть повод в прошлое взглянуть. По воле царской воеводы Лес обживали вековой, Медеплавильные заводы Скликали люд мастеровой. Стоит над Камой величаво Индустриальный монолит Опора, щит и мощь державы, Со всей Россией кровно слит. И утверждать я буду смело: Мне город Пермь – родней всего, Ведь он один, по сути дела, Столица сердца моего. Гладких, Г. А. Мой город / Г. А. Гладких // Грации : стихи. – Пермь, 2019. – С. 76. I-2143323, I-2143324 Герман Александрович Гладких : фото // Гладких Г. А. Грации / Г. А. Гладких. – Пермь, 2019. – С. 3. Герман Александрович Гладких – пермский поэт, мичман запаса, служил на Тихоокеанском флоте, награжден медалями за преданность и отличный труд на благо Отечества. Родился в 1936 году в поселке Мулянка. |
«Шервож, губернский город одной из северо-восточных губерний, красиво расположился на крутом берегу большой судоходной реки Лачи, которая разливалась здесь громадным плесом. С реки вид на город был замечательно хорош: красовались городские церкви, здания разных присутственных мест, городской сад и даже большая деревянная ротонда в греческо-казарменном стиле. Эта ротонда стояла на Бую, с которого открывался великолепный вид на всю реку. Под рекой вся линия берега была занята пароходными пристанями, магазинами, мастерскими и просто рыбачьими лачугами. По ту сторону реки, на низком берегу разметала свои деревянные домики Рыбачья слободка, ‒ Лача славилась рыбой». Мамин-Сибиряк, Д. Н. Весенние грозы / Д. Н. Мамин-Сибиряк // Собрание сочинений. В 12 томах. Том 7. Охонины брови. Весенние грозы.– Свердловск, 1950. – С. 106.II 454269 |
![]() Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк |
Народный художник Российской Федерации и по совместительству известный пермский график Александр Зырянов всецело посвятил свое творчество Перми и Пермскому краю. Среди пермских графиков он наиболее последовательно занимался линогравюрой, освоил специфику цветной печати с нескольких досок, достиг высокого мастерства в черно-белой технике. Особого внимания заслуживает работа художника с цветом. Картина «Плоты на Каме. Из серии "Вечерняя Кама". 1959», используя достаточно скупое сочетание цветов и оттенков, тем не менее создает цельный и убедительный образ, передает необходимые цветовые и световые эффекты, создает иллюзию жизни. Для изображения ночного времени Зырянов выбирает насыщенный темно-синий, оттенки сиреневого, фиолетового. Пейзаж отличается горизонтальным пространством, мерной ритмичностью построений, ясной гармонией цвета. Плоты на Каме. Из серии «Вечерняя Кама». 1959. // Светлая сила гравюры: Александр Зырянов. ‒ Пермь, 2020. ‒ С. 40. |
![]() |
![]() Борис Ширшов |
Разговор с Пермью Мне с тобой не расстаться теперь В дружбе радостной, песни достойной, Дорогая, любимая Пермь, Город жизни моей беспокойной… Вижу твой стародавний исток, Приукрашенный нынче садами Егошихи извилистый лог, Устремленный к распахнутой Каме. Здесь валили березу и ель, Избы ставили, печи, причалы, Чтобы ты «починалась отсель», Звоном медного дела звучала… Чем тебе я сегодня воздам За тепло материнского крова?... Рад я новым твоим площадям И бульварам, и граням дворцовым. Рад, что славится имя твое Далеко за морями-долами, По-уральски ты счастье куешь Золотыми своими руками… Б. Ширшов Ширшов, Б. Разговор с Пермью / Б. Ширшов // Город на Каме : сборник стихов. – Пермь, 1973. – С. 59-64. I-1376358 Борис Ширшов : фото // Ширшов, Б. Годы и строки / Б. Ширшов. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1983. |
«Камск стал заметно чище и зеленее. Появились новые скверы и газоны. Каждый квадратный метр города был за кем-то закреплен, порядок на нем круглогодично контролировался. Это была целая система, на разработку и запуск которой Атаманов не жалел времени. Набирала скорость она медленно, но набрав ее, заработала бесперебойно. II 2116710 |
![]() Евгений Саулович Сапиро |
![]() |
Известный пермский график Юрий Заботин прожил короткую, но насыщенную жизнь. Его творческое кредо – «быть самим собой», никогда не кривить душой, выражать в своих рисунках всю правду жизни, как ее понимал сам художник. Работа Заботина «Завод им. А. А. Шпагина. 1970-е» ‒ пример архитектурного пейзажа у мастера: она графична и конструктивна. Архитектуру художник чувствовал профессионально, т. к. он когда-то учился в Пермском строительном техникуме. Линейный «каркас» соответствует архитектурным членениям; даже окружающая среда обретает четкую форму. На месте и характерная для позднего Заботина колористическая манера: яркие, контрастные, экспрессивные цвета и косая штриховка ‒ все это наполняет пейзаж тревогой и напряжением, архитектурный объект начинает жить в среде и запоминается как некий живой организм. Завод им. А. А. Шпагина. 1970-е. // Одним движением кисти: Юрий Заботин. ‒ Пермь, 2019. ‒ С. 66. |
Владислав Леонидович Занадворов (15 сентября 1914 г. – 28 ноября 1942 г.) родился в Перми. Окончил школу с геологическим уклоном, поступил в геологоразведочный техникум. В 1940 году блестяще окончил Пермский государственный университет, а 15 сентября у него родился сын. Первые стихи В. 3анадворова были напечатаны в 1932 году. В 1936 году в Свердловске была издана его повесть «Медная гора», в 1941 году в Молотове – первый сборник стихов «Простор». А дальше была война. В феврале 1942 года Владислав Занадворов был призван в ряды Советской Армии. Он был участником великой битвы на Волге и погиб в бою 28 ноября 1942 года. МОЙ ГОРОДЯ знал тебя, город, в мерцании сварок, В кольце голубом автогенных лучей, Входил ты, как юность – порывист и жарок, В разгул сумасшедших метельных ночей… В грязи котлованов, в лесах новостроек Мужали и крепли мы вместе с тобой; Ещё недоделан, ещё неустроен, Ты был уже завтрашней нашей судьбой. Разлёт площадей и движенье кварталов Как будто сошли со страниц чертежа, Казалось, что радуг стоцветье вобрала Твоя озарённая светом душа. Я знал, что военная форма, мой город, Мой каменный сверстник, придётся к лицу: Таким ты по-новому близок и дорог, Как мужеству – сила, как слава – бойцу. 1941 год Занадворов, В. Мой город // Город на Каме : сборник стихов. – Пермь, 1973. – С. 34-35. I-1376358 Владислав Занадворов. Фото 1932 г. // Гинц С. Поэт Владислав Занадворов / С. Гинц. – Пермь, 1963. – С. 15. |
![]() В. Л. Занадворов |
![]() Михаил Андреевич Осоргин |
«… Вспомните, что вы на днях видели во сне. … Я видел речку Егошиху, хотя она, может быть, давно высохла, и только линия смородиновых кустов напоминает, что тут была влага. … После десяти лет блужданий по пятнадцати странам Европы я подъезжал на пароходе к городу, в котором родился. У самого города через Каму был переброшен оскорбительный мост. Там, где была рощица, а после – фабрика, из казарменных зданий вырос университет, на открытие которого я приехал. … Университет был открыт. … И тогда я отправился бродить по городу, улиц которого не узнавал, но отмечал в памяти низенькие, еще не перестроенные дома. Тут, против театра, на площади, раньше казавшейся мне огромной, устраивался зимний каток. … Фланируя без цели, я внезапно остановился посреди пустынной аллеи. … Тополя разрослись и стали огромными, аллеи сузились. …Я присел на скамейку, и мимо меня прошел очень серьезный и деловитый мальчик с замотанными удочками. Жизнь продолжается…» Осоргин, М. А. Времена / М. А. Осоргин // Времена : автобиографическое описание : рассказы / М. А. Осоргин. – Пермь, 2009. – С. 100.I 2092303 |
Коренной пермяк, художник Валентин Дудин, обладал неуемным любопытством, что помогало ему фиксировать перемены в облике Перми. Он часто писал городские пейзажи, передавая всю прелесть старинных улиц, уютных двориков и деревянных строений. Современная городская жизнь отражена в работах, где в центре внимания ‒ кварталы новостроек и высотных домов. Живописный темперамент художника более всего проявляется в передаче воздушной атмосферы пейзажа. Картина «Сквер у оперного театра» 1960-х годов выполнена в любимой манере, создающей ощущение простора, но насыщенной деталями. Светлый, «нарядный» пейзаж чудесно передает свежесть утра или сияние полудня и великолепно оттеняет архитектурный объект. Сквер у оперного театра. 1960-е. // Простота и правда искусства: Валентин Дудин. ‒ Пермь, 2016. ‒ С. 152. |
![]() |
![]() Валентина Телегина |
В давнее время в глуши полудикой Вырос в тайге городок невеликий. – Кто ты? – спросила Кама, звеня. – Пермью назвали меня… Кама и Пермь – неразлучные сёстры, Знают об этом рябины и сосны. И навсегда они рядом теперь – Древняя Кама и юная Пермь. Годы прошли, старина миновала, Пермь вырастала в ладонях Урала. Смотрятся храмы, дворцы и мосты В зеркало камской воды. Мира и счастья – столице Прикамья, Добрых свершений, воспетых стихами! Город, в котором живём и творим, Нашей любовью храним. В. Телегина Телегина, В. [Стихотворение] / В. Телегина // Пермь известная и неизведанная : путеводитель / В. Гладышев. – Санкт-Петербург, 2011. – 4 с. обл. |
«На Соликамской повеяло аптекарским запахом цветущих лип. Шли мимо сада имени Лобачевского, в прошлом Тюремного. Переименовали его не теперь, а задолго до того, как тюрьма стала называться исправдомом. Предание гласило, что великий математик специально приезжал сюда из Казани и сам вычертил план этого сада, причем зашифровал в нем какую-то, опередившую свое время, чрезвычайно важную для человечества идею, которую не мог или не хотел высказать прямо. Места для саженцев он будто бы наметил с таким расчетом, чтобы любая точка на всей территории сада не заслонялась бы деревьями от взгляда по крайней мере одного из четырех стражников, дежуривших по четырем его углам. Гуляя здесь, каждый арестант в каждое мгновение обязательно виден был одному из этой четверки». Юзефович, Л. А. Казароза : роман / Л. А. Юзефович // Обручение с вольностью : повести, роман / Л. А. Юзефович. – Екатеринбург, 2006. – С. 255–256.I 2078078 |
![]() Леонид Абрамович Юзефович |
![]() |
Известный пермский художник-живописец Любовь Малышева не устает признаваться в любви к природе. Детство, прошедшее в древнем уральском селе Ильинском, навсегда связало ее с родным пейзажем, в котором много неба и много воды, отражающей неспешный ход облаков и бесконечную игру светотени. Малышева предпочитают спокойную гармоничную композицию, свободное построение планов, живую асимметрию основных объектов и групп. Главное в ее картинах – колорит, построенный на сочетаниях светлых, «воздушных», оттенков серого, белого и голубого. Картина «Воодушевляющий город. Комсомольский проспект» (2006 г.) посвящена символу города – «башне смерти», как в народе называют ее пермяки. Несмотря на центральное расположение здания на полотне, сложно не заметить тяжелое, темное небо, блеск попавшей под дождь трассы, которые дополняют образ. Воодушевляющий город. Комсомольский проспект. 2006 г. // Роман с Уралом: Любовь Малышева. ‒ Пермь, 2016. ‒ С. 128. |
Пермь «И радость свою, И невзгоды Ты, Пермь, от меня не таи ‒ Прошел я и вешние воды, И медные трубы твои. И в сердце вливается что-то От славы твоей и потерь, Любовь моя, Жизнь и работа, ‒ Земля моя русская ‒ Пермь!» Владимир Радкевич Радкевич, В. И. Пермь : [стихотворение] / В. Радкевич // Вечность нас пригласила в гости. ‒ Пермь, 2007. ‒ С. 21 I 2070794 |
![]() В. И. Радкевич, фото из личных архивов семьи автора |
![]() Борис Пастернак, 1948г. |
«Там, верстах в трех от Развилья, на горе, более высокой, чем предместье, выступил большой город, окружной или губернский. Солнце придавало его краскам желтоватость, расстояние упрощало его линии. Он ярусами лепился на возвышенности, как гора Афон или скит пустынножителей на дешевой лубочной картинке, дом на доме и улица над улицей, с большим собором посередине на макушке. "Юрятин! – взволнованно сообразил доктор"». I 1942453 |
Выдающийся художник Олег Коровин с Пермью знаком не понаслышке: в городе он учился и здесь нашел свою любовь. Его кисти принадлежат удивительные лирические акварельные пейзажи. Выразительность мотива, мягкость письма, нежные переливы оттенков создают в пейзажах Коровина ощущение духовной гармонии, светлого восприятия мира. Картина «Пермь» (1976) написана в привычной ему светлой колористической гамме, с преобладанием серых, желтоватых и зеленоватых оттенков. Колорит звучит мягко, спокойно и удивительно гармонично. Какая-то особенная нежность и красота ощущаются в каждом камерном пейзаже, в каждом этюде или наброске. Непритязательный, как бы случайный мотив сближает художника с импрессионистами, при этом изображение всегда сохраняет реальные формы, а пространство кажется глубоким и многомерным. Пермь. 1976 г. // Светлый мир красоты: Олег Коровин. ‒ Пермь, 2014. ‒ С. 158. |
![]() |
![]() |
«...И все же, Пермь, ты – Город мой родной, Которому обязан я успехом… Влюблен в свой город я, мастеровой. Пермь, занеси любовь Навеки в список твой!». В. А. Богомолов Богомолов В. А. По небу журавли плывут : стихотворения / В. А. Богомолов. – Пермь : [б. и.], 2009. – 199, [6] с. Фото: В. Бикмаев |
«…Стечение народа было огромное. Наместник, приняв поздравление с открытием города Перми, пригласил всех чиновников, именитых граждан и призванных к торжеству депутатов от уездных городов к столу. На площади было приготовлено угощение для простого народа. Вечером Петропавловская церковь, дома наместника и губернатора, присутственные места и дома жителей, набережная, часовня были иллюминированы. Среди площади красовался транспарант с вензловым именем Императрицы. В 10 часов вечера в доме наместника был открыт бал, на который приглашены все чиновные и именитые лица. Мужчины были в мундирах и, по тогдашнему обычаю, в напудренных париках, в гусарских сапогах, а дамы в платьях с длинными шлейфами, в башмаках на высоких каблуках. Около церкви было сожжено более тысячи ракет, на берегу Камы горели смоляные бочки, пальба из пушек не прекращалась…». Смышляев, Д. Д. Из прошлого : о старых временах и людях / Д. Д. Смышляев. – Пермь : Пермский клуб «Миниатюрная книга», 1993. – 60 с. – (Писатели о Перми ; вып. 6). |
![]() |
![]() Набережная. 1967 г. |
Перми и Пермскому краю посвящается большая часть пейзажей выдающегося пермского художника, оставившего заметный след в искусстве города, Ивана Борисова. Он писал индустриальные, архитектурные и так называемые «чистые» пейзажи, которые часто называют лирическими. Картина «Набережная» выполнена в присущей художнику холодной гамме серого, синего, желтого и красновато-коричневого цветов. В прочности и ясности построения, в простоте приемов, передающих материальные свойства предметов, во всем чувствуется не только «хорошая школа», но некая глубинная укорененность в русской пейзажной традиции, приверженной реализму. Набережная. 1967 г. // Монументальность и величие акварели: Иван Борисов. ‒ Пермь, 2015. ‒ С. 154. |
ДЕРЕВЯННАЯ ПЕРМЬ Деревянная Пермь, первозданная Пермь, Где твои терема и часовни теперь? На крылечко тесовое уж не шагнешь И Отечества «сладостный дым» не вдохнешь... Деревянная Пермь, ты в себе не вольна, Ты на снос власть имущими обречена. Худо дереву стало! Бетонная тьма Сокрушает, теснит наших предков дома. И на весь этот ужас, на весь этот ад Деревянные боги печально глядят. И мне кажется, что в этой битве времен И над ними безумный топор занесен. А. Решетов Решетов, А. Л. Деревянная Пермь : [стихотворение] // Решетов, А. Л. Избранное : стихотворения. – Пермь, 2005 – С. 251. I 2055514 |
![]() Художник Г. Г. Шварев |
«Город был просторный, спокойный. Все лучшие улицы стремились взлететь на высокий берег Камы, и этот разбег напомнил мне родной Энск с его взгорьями на берегах Песчинки и Тихой. Прежде мне не случалось жить в Молотове, я только пролетал над ним два-три раза.» В. А. Каверин Каверин, В. А. Два капитана / В. А. Каверин. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1950. – 671 с. – Из содерж. : [О городе Молотове]. – C. 551. – Текст : непосредственный. I 465901 Портрет работы художника Ф. Глебова |
![]() |
![]() Казанская застава |
К приезду императора Александра I в 1824 году в городе Перми по проекту архитектора И. И. Свиязева возвели обелиски, которые стали своего рода «воротами в город». В тот момент было две заставы: Сибирская и Казанская. Казанская застава располагалась в районе современного центрально рынка, в начале улицы Шоссе Космонавтов. |
Европа начинается с Перми, У Каменного пояса России. Живу я в центре Матушки-Земли – Вполне могу сойти на роль Мессии! Да эта роль мне, пермяку, претит. Лелею лишь одну мечту-старушку: Когда Царь-молот в крошку превратит Планете ненавистную Царь-Пушку? И в этом я ему готов помочь, Не требуя наград и комплиментов. Пускай живут спокойно сын и дочь На стыке двух веков и континентов. А. Старовойтов Старовойтов, А. Ф. Европа начинается с Перми : [стихотворение] / А. Старовойтов // Европа начинается с Перми. – Пермь, 1999. – 4-я с. обл. II 2009531, КР 2009532, II 2009533 Фото: В. Бикмаев |
![]() |
«Местоположение Перми выгодно и красиво. Между двух довольно высоких гор, находящихся на берегу Камы, образуется ложбина, возвышенная саженей на 15 от уровня реки. С одной стороны эта ложбина омывается речкою Егошихою и ручьем, которому пермские выдумщики нашлись дать название классического Стикса, а с другой – речкою Данилихою, в которой найдены были слабые признаки золотого песка. На этой-то ровной ложбине расположен город» П. И. Мельников-Печерский Мельников-Печерский П. И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь / П. И. Мельников-Печерский ; [отв. ред. Е. Г. Власова ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т]. – Санкт-Петербург : Маматов, 2018. – 228 с. – Из содерж.: [О местоположении Перми]. – С. 57. – Текст : непосредственный. КР-2132036, II-2132037, II-2132038 |
![]() |
![]() Библиотека имени Горького |
Заслуженный художник России, Почетный гражданин города Перми, участник Великой Отечественной войны Виктор Кузин изобразил на своей картине здание старейшей библиотеки Перми ‒ библиотеки имени Горького, которая открылась 4 января 1836 года. В здание, которое изображено на картине, библиотека переехала в 1966 году, где и находится в настоящее время. Она располагается в центре города Перми, на улице Ленина, является памятником культурного наследия и одним из элементов архитектурного ансамбля центра города. Библиотека имени Горького. 1973 г. // Поэзия акварели : Виктор Кузин. - Пермь, 2011. - С. 74. |