Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»
Победа джентльмена
Победа джентльмена
Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку, посвященную прозаику, кинодраматургу, автору сценариев к фильмам «Мимино» и «Джентльмены удачи» Виктории Токаревой (1937).
«Нежные, печальные, лиричные, полные психологизма картины нашего времени. Истории одиночества и непонимания, душевных и духовных метаний и – ЛЮБВИ». Такими красивыми строками начинается аннотация к книге «Можно и нельзя» Виктории Токаревой от издательства АСТ 2006 года. И в самом деле, от произведений Токаревой ждешь глотка этого трепетного чувства, им наполнены ее повести и рассказы: «Неромантичный человек», «Сентиментальное путешествие», «Японский зонтик», «Телохранитель» и многие другие, включенные в данное издание. На лирический лад настраивают зарисовки к книге, где персонажи будто находятся в ожидании чуда или глубоко погружены в себя.
Любовного настроения придерживается и сборник «Короткие гудки» от издательства «Азбука-Аттикус» 2012 года. Там приведено любопытное определения токаревской прозы – «пушкинское спокойствие». В сборник вошли рассказы и повесть «Ангел-хранитель».
Конечно, нельзя не упомянуть и работу Токаревой-сценариста, об этом, а также о личности и творчестве юбиляра рассуждает Дмитрий Быков в своей книге «100 лекций о русской литературе ХХ века» издательства ЭКСМО 2019 года. Дмитрий пишет: «Вообще по сценариям Токаревой снято огромное количество картин, порядка 30. Это очень хороший показатель. Половину из них она не видела, потому что они не выходили в прокат. Но при всем при этом сама Токарева очень четко проводит разницу между киноработой и прозой. Она мне сама как-то объяснила, когда пыталась меня научить писать сценарии, что в сценарии все развивается телескопически: каждое следующее положение, каждая следующая сцена должна механически точно вытекать из предыдущей. А в прозе это не так, в прозе текст кустится, ветвится, растет как дерево, а не как удилище. И поэтому там чем больше иррациональности, тем лучше».
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий, ждут своего читателя в отделе литературы по искусству.
Выставка продлится до конца ноября.
Фото: Гаврикова И.С., главный библиотекарь отдела литературы по искусству