ВВерх

«Застывшее мгновение»: выставка к 265-летию Владимира Боровиковского

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку, посвященную русскому и украинскому художнику Владимиру Боровиковскому (1757–1825), подарившему миру ряд прекрасных портретов.

В настоящее время люди часто задумываются: а хорошо ли я выгляжу на фотографиях, может быть, поза вечно не та, или лицо какое-то несуразное? Времена идут, а вопросы остаются. Современники Владимира Боровиковского внешности уделяли ровно столько же внимания, если не больше; результаты их усилий навечно сохранял портретный холст, или, другими словами, парадный портрет. Владимир Боровиковский за свою жизнь создал десятки подобных картин. Внушительный альбом Татьяны Алексеевой издательства «Искусство» 1975 года «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18–19 веков» дает исчерпывающую информацию о жизни и творчестве художника. «Он внес в искусство собственный мир восприятий и художественных представлений, поэтические образы людей, впервые с такой остротой ощутивших свою связь с окружающей природой, непреложность морального долга перед самим собой и обществом». Помимо основной части репродукций в книге использованы фотографии, полученные из фототек Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея и из фондов периферийных музеев.

«Боровиковский — последний из плеяды великих портретистов», — говорит читателю книга И. Чижовой «Судьба придворного художника» издательства «Лениздат» 2001 года. Эта маленькое, но чрезвычайно любопытное издание, «вьющее словесные кружева» вокруг двух выдающихся колонн — города Петербурга и портретиста Боровиковского. «Трудно найти другого художника, чья внутренняя жизнь была бы от нас настолько скрыта и чей образ так последовательно подменялся бы людьми, созданными им на полотне». И все же кое-какие данные о Боровиковском известны: «…Сильные религиозные чувства, свойственные Боровиковскому с детства, не поколебались. Его наивная вера с годами приобретала все большую силу и выражалась в стремлении уйти от действительности в мир пассивной мечтательности, фантастических утопий. В дальнейшем это приведет его к мистическим исканиям, масонству и даже сектанству». Петербург же подарил художнику кров, чрезвычайно важные связи и картины, в нем созданные. Благодаря книге читатель смотрит на Петербург Боровиковского: ходит по питерским улочкам той эпохи, знакомится с людьми, творит, чувствует, оставляет след в истории.

Уделяет внимание исключительно картинам мастера альбом «Боровиковский» 1960 года от уже известной Алексеевой. «В его портретах нашли свое выражение дальнейшие поиски естественности и простоты в искусстве, сказавшиеся прежде всего в желании подчеркнуть значение и привлекательность человеческих чувств».

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству. Приглашаем в гости!

Выставка продлится до 1 сентября.

Фото: Л. Ефремова, отдел литературы по искусству

16+