Наш сегодняшний рассказ о микрорайоне Владимирский (Загарье) Свердловского района г. Перми.
Микрорайон Владимирский (Загарье) включает исторические местности: поселок Владимирский, поселок имени первого Героя Советского Союза, покорителя Арктики, Леваневского Сигизмунда Александровича Леваневского и деревню Загарье (по которой имеет второе название).
История микрорайона Владимирский началась в декабре 1941 г. В город Молотов был эвакуирован патефонный завод из города Владимир. Возле деревни Загарье, а также посёлка имени Леваневского в январе 1942 г. началось строительство первых бараков для семей рабочих. «От названия Владимирского завода и ведет свое начало Владимирский поселок» (Малые истории земные. Календарь-справочник города Перми на 2009 год, Архив города Перми).
Завод № 260, производивший боеприпасы, в 1946 г. получил название Молотовский патефонный завод, с 1956 г. – Молотовский, затем «Пермский велосипедный завод», с 1977 г. – Пермский машиностроительный завод им. Октябрьской Революции, с 1991 г.– ОАО «Велта». В 2006 г. «Велта» закрылась , сегодня здесь располагается компания «Forward» – крупнейший производитель современных велосипедов.
История микрорайона Владимирский также неразрывно связана со строительством завода «М» по производству авиамоторов (сегодня – АО «ОДК–Пермские моторы»). Корпуса завода расположены на стыке трех современных микрорайонов города: Владимирский, Краснова и Крохалева.
Дата рождения завода – 1 июня 1934 г. Завод менял свое название: завод «М» (Моторы), завод № 19, Государственный союзный завод имени И. В. Сталина № 19, Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова, ППО «Моторостроитель» им. Я.М. Свердлова, ПГП «Моторостроитель», АО «Пермские моторы», ОАО «Пермский моторный завод», ЗАО «УК «Пермский моторостроительный комплекс». В декабре 1936 г. за освоение мотора М-25 и досрочное выполнение государственной программы завод был награжден орденом Ленина.
Пермский моторный завод всегда славился своими директорами: Иосиф Побережский, Анатолий Солдатов, Михаил Субботин, Борис Изгагин, Эдуард Черкашин. В 1934 г. главным конструктором завода был назначен Аркадий Дмитриевич Швецов, а с июня 1938 г. он одновременно стал техническим директором завода. В годы Великой Отечественной войны заводом были произведены около 32 тысяч моторов для боевых самолётов Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2, что внесло весомый вклад в победу. Каждый седьмой мотор был сделан в Перми.
Сегодня предприятие АО «ОДК–Пермские моторы» – серийный производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок. Именно здесь собирают двигатель нового поколения ПД-14 (Пермский двигатель) для самолета МС-21 (Магистральный самолет), а к 2025 г. планируется завершить работы по созданию Перспективного двигателя ПД-35 для дальнемагистральных и грузовых самолетов.
Напоминаем, что Государственный архив Пермского края и Пермская краевая библиотека им. А.М. Горького реализуют совместный проект «Истории пермских микрорайонов».
В рамках проекта один раз в неделю библиотека и архив будут размещать на страницах в социальных сетях материалы, посвящённые микрорайонам города Перми. Мы предлагаем вам делиться своими историями и фотографиями в комментариях к этим публикациям. Один раз в месяц автор самой лучшей истории будет награждён подарками от архива или библиотеки.
Список литературы по теме из фондов Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького:
16+