Приключение длинною в жизнь

Приключение длинною в жизнь

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку, посвященную писателю, мастеру юмористических рассказов и фельетонов, любимице всех сословий Надежде Тэффи (1872–1952).

«Везде может жить человек, и я сама видела, как смертник, которого матросы тащили на лед расстреливать, перепрыгивал через лужи, чтобы не промочить ноги, и поднимал воротник, закрывая грудь от ветра. Так и мы. Покупали какие-то «последние лоскутья», слушали в последний раз последнюю оперетку и последние изысканно-эротические стихи, скверные, хорошие ‒ не все ли равно, ‒ только бы не знать, не сознавать, не думать о том, что нас тащат на лед». Мудрость Тэффи, как и актуальность ее произведений до сих пор открыты к познанию любознательным читателям. В ее книгах, в ее приведенных выше словах ‒ луч острой, блестящей мысли. Книга «Моя летопись» 2004 года из серии «Мой 20 век» прогуливается тропами, некогда ощущающими на себе вес таланта Тэффи. Знакомясь с выдающимися лицами эпохи глазами такого же исключительного человека, получаешь бесценный опыт вовлеченности, лишенный ненужного пафоса. Тэффи, являясь прежде всего адептом юмора (правда, ей не нравилось, когда ее называли юмористкой) и иронии, подмечает шероховатости, нелепицы, тонкости портретов и характеров. Ее мнение не всегда удобное, не всегда принимаемое, оттого ценное: «Я перечитывала моих Мережковских и Гиппиус (книга воспоминаний Тэффи «О Мережковских» 1950 г.) и ‒ верьте слову ‒ и половины не рассказала того, что нужно было. Но не хотелось бы lave le linge sale (полоскать грязное белье). Они были гораздо злее, и не смешно злые, а дьявольски. Зина была интересна. Он ‒ нет. В ней иногда просвечивал человек. В нем ‒ никогда». «Моя летопись» исключает сухой язык, она читается с удовольствием, Тэффи позаботилась чтобы ее воспоминания органично соединялись с остальным творчеством. Непосредственно текст дополняют фотографии Тэффи и знакомых ей писателей; обложки журналов, где она печаталась.

Тэффи ‒ «королева юмора», что подтверждают ее рассказы (помимо единодушия среди коллег, критиков, читателей). Книга «Смешное в печальном» от издательства «Советский писатель» 1992 года включает такие произведения автора, как: «Талант», «Тонкие письма», «Валя», «Воспоминания» и др.; пародийный «Авантюрный роман», главу «Портреты современников». Предваряет все это вступительная статья Б. Аверина и Э. Нитраур: «Тэффи удалось быть, несколько перефразируя Куприна, патетичной, но не без иронии, религиозной, но без тени фанатизма, назидательной, но без менторства, то есть ей удалось найти то гармоничное равновесие между крайностями, которое свойственно только крупным художникам».

Продолжая творческую перепись наследия Тэффи, нельзя не сказать о трехтомнике от издательства «Лаком» 1999 года. В них насколько возможно приводится весь «анекдотический материал», когда-либо написанный писателем. Это и произведения, «созданные ею в эмиграции в 1920-е годы»: две наиболее значительные книги, выпущенные за границей ‒ «Рысь» и «Городок», а также не включенные в сборники публикации в парижских газетах; это и «впервые переизданная книга «Ведьма», вышедшая в Берлине в 1936 году; впервые целиком «один из наиболее значительных дореволюционных сборников «И стало так…»:

«Человекообразное не знает любви. Ему знакомо только простое, не индивидуализирующее половое чувство. Чувство это, грубое и острое, обычно у человекообразных, как инстинкт завладевания землею и жизнью. Во имя его человекообразное жертвует многим, страдает и называет это своею любовью. Любовь эта исчезает у него, как только исполнит свое предназначение, то ест даст ему возможность размножиться. Человекообразное любит вступать в брак и блюсти семейные законы».

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий, ждут своего читателя в отделе литературы по искусству!

Выставка открыта до 1 июня.

Не забываем о масочном режиме.

Фото: И. С. Гаврикова, отдел литературы по искусству

16+