На заре

На заре

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку, посвященную 100-летию кинорежиссёра, сценариста, педагога, публициста, автора таких кинолент, как «Белый Бим Черное ухо», «А зори здесь тихие» Станислава Иосифовича Ростоцкого (1922–2001).

Есть мнение, что о режиссере говорят его фильмы. Советский мастер кино Станислав Ростоцкий создал ряд незабываемых фильмов, снятых по художественным произведениям и примеров тому много. Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева представлена на выставке книгой 1980 года издательства «Лениздат», включающей помимо повести еще два романа, а также книгой 2011 года издательства «Амфора» из серии «Русская классика. ХХ век». История экранизации этой повести описана в книге Федора Раззакова «Наше любимое кино о войне» издательства «Эксмо» 2005 года. Процесс превращения литературного источника в киноленту прослеживается от рождения повести до резонанса в журнале «Юность»; от постановок в театре Советской Армии и театре на Таганке до разработки режиссерского сценария; от перипетий съемочных дней до непосредственно выхода фильма. Трогательная история связана с прошлым режиссера и настоящим его ленты: «Одним из первых некиношных людей, кому удалось посмотреть новый фильм, оказалась ветеран войны Анна Чугунова. Во время войны эта женщина служила санитаркой и во время одного из боев вынесла с поля боя тяжело раненного Станислава Ростоцкого. В результате он потерял ногу, но сохранил жизнь. В знак благодарности за это режиссер специально привез свою спасительницу на студию и показал ей "Зори", сказав, что посвящает фильм именно ей. Тот показ был необычным: поскольку Анна к тому времени ослепла (последствия фронтовых ран), Ростоцкий весь фильм рассказывал, что происходит на экране. Практически весь фильм женщина беззвучно прорыдала».

Щемящая история пса Бима знакома многим. Повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», удостоенная Государственной премии 1975 года, вызывает неподдельные эмоции при чтении. На выставке она представлена издательством «Современник»: «Белый Бим Черное ухо» (1977 г.), Г. Троепольский «Собрание сочинений в 4-х томах» (3-й том, 1988 г.). «Кухней» одноименного двухсерийного фильма Станислава Ростоцкого 1977 года делится журнал «Искусство кино». Статья 1978 года Армена Медведева «Что человек должен» по касательной затрагивает тенденции в критике и оценках того времени, связанных с киноискусством; фигуру Ростоцкого; анализирует прошлые работы режиссера и выходит на анализ «Белого Бима»: роль Ивана Ивановича в исполнении Вячеслава Тихонова, очерчивает главные темы фильма, знаковые эпизоды, находки режиссера и т. д.

Статья Андрея Зоркого «Стойкий оловянный солдатик» («Искусство кино», 2001г.) фокусируется на самом Станиславе Ростоцком: «Он объездил много стран. Перевидал тысячи людей. Так родилась эта огромная, пестрая, несистематизированная (так и не проявлены, не отпечатаны сотни пленок и слайдов) "фотоодиссея". Он не часто проглядывал ее. Некогда. А уж если брался за фотографии, то с несравненным удовольствием задерживался на тех, где запечатлены редкие минуты покоя, встречи с природой наедине. Где-нибудь в березовой роще, на поляне, у догорающего костерка, когда прозрачная осенняя тишина веет над миром. Или на мартовском льду какого-нибудь рыбацкого озера, солнце пригревает вовсю, вербы сияют в пушистом убранстве. "Думаю, ‒ сказал он мне однажды, ‒ что именно в отношении к живой природе, к животным можно определить суть человеческой души"».

Эти и многие другие книги и статьи ждут своего читателя в отделе литературы по искусству. Ждем в гости! Выставка открыта до 1 мая.

Фото: Л. К. Ефремова, отдел литературы по искусству

16+