ВВерх

Воспитание души

Отдел литературы по искусству библиотеки им. А. М. Горького приглашает читателей посетить выставку, посвященную блестящему литературоведу, одному из создателей структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры, члену Академии наук Эстонии и Норвегии, члену-корреспонденту Британской академии наук Юрию Лотману (1922–1993).

Название выставке дала книга «Воспитание души» питерского издательства «Искусство-СПБ» 2003 года. Издание, содержащее свыше шестисот страниц, включает несколько разделов: мемуарный (воспоминания, беседы, интервью, комментарии коллег), научный (со статьями на гуманитарные темы), юбилейные статьи и размышления на педагогические темы. «Передо мной были две возможности: продолжать искать работу в Ленинграде, стучаться в закрытые для меня двери или плюнуть и, сбросив со стола карты начать какую-то совершенно другую игру. Одевшись в слегка перешитый отцовский черный костюм, единственный мой "праздничный", я поехал в Тарту, где остался на всю остальную жизнь. Незнание языка и обстановки, а также бессовестная глупость, которая сопровождает меня на всем протяжении жизни, помешали мне увидеть трагичность той обстановки, в которую мы попали», – пишет Лотман.

Многие филологи современности, студенты, и преподаватели, знакомы с ученым благодаря его работам по анализу поэтического текста. Сборник исследований Лотмана, составленный издательством «Искусство-СПБ» «О поэтах и поэзии» вместил все работы автора на поэтическую тему. Помимо собственно самого лотманского анализа стихотворного текста, включающего главы о ритме и метре, параллелизме, графическом образе поэзии и т.п. приведены статьи о Пушкине, Карамзине, Тютчеве и др.; заметки и рецензии на поэзию Блока, Лермонтова, а также приложение с авторским анализом стихотворения Жуковского «Три путника», анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова. «Специфичность естественного языка как материала искусства во многом определяет отличие поэзии (и шире – словесного искусства вообще) от других видов художественного творчества. Формирующее воздействие национального языка на вторичные моделирующие системы – факт реальный и бесспорный. Особенно существен он в поэзии» («Анализ поэтического текста»).

Являясь преподавателем в Тартуском университете (Эстония) Лотман вливал знания в юные умы, впоследствии под его авторством вышел «Учебник по литературе для средней школы». «Будучи, прежде всего, историком литературы, Ю. М. Лотман строит свою книгу не как обзор механически соединяемых художественных произведений, но рассматривает русскую культуру в единой исторической перспективе. Все периоды, писатели и тексты описываются автором с точки зрения их взаимоотношений с их культурным контекстом и мировоззрением современной им эпохи». Издание 2000-го года издательства «Языки русской культуры» наглядно демонстрирует преподавательские качества Лотмана: изобретательность в подаче, доступность в изложении.

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий, ждут своего читателя в отделе литературы по искусству! Не забываем о масочном режиме.

Выставка открыта до конца февраля.

Фото: И. С. Гаврикова, отдел литературы по искусству

16+