ВВерх

«Трое в воображаемой лодке»: выставка к юбилеям советских художников

Отдел литературы по искусству библиотеки им. А. М. Горького приглашает читателей посетить выставку, посвященную трем совершенно разным художникам двадцатого века: фотографу, основоположнику конструктивизма Александру Родченко, яркому визуализатору, абстракционисту Василию Кандинскому, декоратору и педагогу живописи Константину Коровину.

Как и всегда бывает в случаях, когда надо рассказать о художнике емко, не «растекаясь мыслью по древу», на помощь приходит альбом с его работами. «Константин Коровин» 1990 года, издательства «Советский художник», начинается с главы «Путь художника», где с первых строк читателю уже можно составить первое впечатление о живописце: «Константин Коровин восставал против попыток поместить его искусство в рамки определенного направления. Тем не менее, Коровин был первым русским импрессионистом, более того, он был создателем национального варианта этого международного направления». Не смещая акцента с картин на личность, альбом удачно совмещает образы Коровина-человека и Коровина-живописца. На последних страницах издания помещена хронология всех важнейших дат жизни и творчества живописца.

Подробнее, «из первых уст», о творческом пути Коровина расскажет книга из серии «Мастера культуры» 1999 года, издательства Советский литератор. Книга «Воспоминания» – это, прежде всего, автобиографическая рукопись, с вставками из воспоминаний о современниках, а также очерками из путешествий художника. Ближе к концу книги помещена небольшая вкладка с картинами мастера.

Имя Василия Кандинского всегда было на слуху, по крайней мере, его творчество сложно не заметить. Однако, помимо его яркого следа в изобразительном искусстве, отразившегося в картинах, существует след литературный, не менее важный для понимания философии художника. Книга «Точка и линия на плоскости», издательства «Азбука» 2001 года, – сборник литературных и художественно-теоретических работ Кандинского. В издание включены работы «О духовном в искусстве» 1911 года, «Точка и линия на плоскости» 1926 года, а также статьи и доклады 1900–1920-х гг.:

«Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы прошлого может в лучшем случае вызвать художественные произведения подобные мертворожденному ребенку. Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью» (с) «О духовном в искусстве».

Понять же абстракциониста «профессионально», а именно заглянуть в саму суть его картин поможет сборник «Многогранный мир Кандинского», издательства «Наука» 1998 года. «В него вошли статьи, посвященные основным проблемам творчества и художественного наследия В. В. Кандинского(1866–1944). Публикуемые материалы были представлены ранее в виде докладов на Международной конференции, состоявшейся в Государственной Третьяковской галерее в декабре 1994 г.». Помимо статей в сборнике есть вкладка (цветная) с работами Кандинского.

Есть книги, которые привлекают не красочной обложкой, а названием. На черном фоне белым сверху: «Среди художников 20–30-х годов, создавших советскую конструктивистскую книгу, одно из главных мест занимают», а затем красным: «А. Родченко и его соратник, соавтор и супруга В. Степанова». Так оригинально подошло к названию московское издательство «Книга» в 1989 году в рамках серии «Мастера советского книжного искусства». Книга, выполненная в черных, белых и красных оттенках, рассказывает о едином пути двух людей – творивших вместе супругах, Александре Родченко и Варваре Степановой. Их тандем, более 30 лет проработавший над совместными проектами книжного оформления, начал путь практически в начале двадцатого века и долгое время они «формировали лицо советской литературы так же, как они строили стиль и образ предметного мира». В книге много визуальных материалов и работ Родченко: обложки книг, рекламные листки, фотографии, фотомонтажи, афиши.

Эти и многие другие книги ждут своего читателя в отделе литературы по искусству!

Выставка открыта до 30-го декабря.

Не забываем о масочном режиме!

Фото: И. С. Гаврикова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству

12+