ВВерх

220 лет со дня рождения Михаила Петровича Погодина

Михаил Петрович Погодин – русский историк, журналист, коллекционер. Родился 11 (23) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостного. Помимо того, что Погодин был историком, его можно назвать идеологом патриотического, монархического направления мысли, он является одним из авторов известной триады «Православие. Самодержавие. Народность». К сожалению, до сих пор не изданы его основные сочинения, как публицистические, так и исторические, а также стихи и драмы и историческая проза. Сегодня Михаил Петрович Погодин известен нам, прежде всего, как идеолог русской национальной мысли.

До десятилетнего возраста он получал домашнее обучение, затем в 1814 году поступил в Московскую губернскую гимназию и после ее окончания в 1818 году стал студентом словесного отделения Московского университета. В 1822 году он вступил в литературное общество и познакомился там с Ф. И. Тютчевым и со своими будущими единомышленниками, представителями Общества любомудрия: Шевыревым С. П. и Титовым В. П.

В конце 1825 года Погодин составляет литературный альманах «Урания. Карманная книжка на 1826 г.», который становится своеобразным «московским ответом» на декабристскую «Полярную звезду» А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. К составлению альманаха Погодин привлек А. Ф. Мерзлякова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского.

С 1827 года по 1830 год М. Погодин издает журнал «Московский вестник» и, несмотря на то, что этот вестник не имел успеха, он совершенно точно отражал идеи молодых литераторов 20-х годов 19 века: так называемого «московского романтизма», который являлся сочетанием немецкого романтизма, литературной теории и философии. В 1830-х годах Михаил Петрович сотрудничает с изданиями Н. Надеждина «Телескоп» и «Молва».

Что касается взаимоотношений Тютчева и Погодина, то современники относили их обоих к славянофилам, ведь основным элементом славянофильства является приверженность национальным русским традициям.

Погодина М. П. можно назвать одним из лучших и глубоких русских мыслителей, который ярко выразил русскую имперскую идею. Что касается политической направленности, то его можно назвать демократическим монархистом. Он сам вышел из народа и всегда болел за него, мечтал об освобождении от крепостного рабства. Несмотря на то, что ему была чужда аристократическая элита, он был либералом и революционером. Широта круга его интересов, его знакомств и деятельности делают его центральной фигурой русской литературной и общественной жизни середины 19 века.

16+