ВВерх

ГлавнаяСобытияДень в истории

150 лет назад утверждён Устав акционерного Общества Уральской горнозаводской железной дороги

6 марта 1874 года (22 февраля по старому стилю) император Александр II утвердил Устав акционерного Общества Уральской горнозаводской железной дороги для сооружения и эксплуатации железной дороги Пермь – Екатеринбург с ветвью к Луньевским копям и Билимбаевскому заводу.  Как гласит летопись А. А. Дмитриева: «22-го февраля Высочайше разрѣшено приступить къ постройкѣ Уральской горнозаводской желѣзной дороги отъ Перми до Екатеринбурга съ вѣтвью къ Луньевскимъ каменноугольнымъ копямъ, что въ Соликамскомъ уѣздѣ». Целью её строительства являлась необходимость скоростного и всепогодного транспорта, решающего проблему перевозки грузов.

Непосредственно к возведению дороги приступили летом 1875 года. Главным инженером был приглашен талантливый специалист, уже известный в железнодорожном деле, Виктор Фёдорович Голубев.

Укладка рельсов в Уральских горах потребовала колоссальной затраты сил. В частности, длина одних выемок в сплошном скальном грунте достигала 12 верст, глубина − 5 сажен, а на Луньевской ветке − даже 12 сажен. При пересечении многочисленных рек, ручьев, лощин и оврагов строителям пришлось возвести 646 искусственных сооружений, в том числе 316 мостов и 329 чугунных и каменных труб. На Луньевской ветке в горах был проложен один из первых в Европе туннелей длиною 65 сажен. Особенно тяжело пришлось на трассе Чусовская − Кушва длиной 172 версты. Постройка этого участка среди непроходимых лесов и сплошных гор потребовала огромных усилий.

27 февраля 1878 года по линии от Перми до Екатеринбурга прошел первый рабочий поезд.

В августе того же года правительственная комиссия приняла дорогу в эксплуатацию. Комиссией было отмечено, что «по своей рациональности и законченности в малейших частностях, при крайне трудных топографических, геологических и климатических условиях Уральская Горнозаводская железная дорога может быть признана образцом для будущих сооружений при подобных же местных условиях».

13 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года Уральская Горнозаводская железная дорога вступила в строй действующих железных дорог Российской империи. Состояла из линий «Главной»: Пермь – Чусовская − Гороблагодатская – Екатеринбург, 500 км, и «Луньевской»: Чусовская − Солеварни (Березники), 208 км, с ветвью к Луньевским копям, 7 км. Дорога способствовала развитию производительных сил Урала в целом.

Однако, единственная железнодорожная линия длиной 669 верст не могла полностью решить транспортную проблему края. Поэтому железнодорожная сеть Урала хотя и медленно, но продолжала развиваться.

В конце 1885 года на средства казны было завершено строительство линии Екатеринбург − Тюмень. В январе 1888 года она была объединена с перешедшей в руки казны горнозаводской линией в одну магистраль под названием Уральской железной дороги, соединившей Обский и Камский речные бассейны.

В 1896 году с постройкой линии Екатеринбург − Челябинск железная дорога получила выход на сеть дорог России и стала превращаться в северный ход Транcсибирской магистрали.

14 июля 1904 года было принято решение приступить к постройке железнодорожной линии «Пермь – Екатеринбург − Курган».

1 ноября 1909 года состоялось торжественное открытие вновь сооруженной железной дороги Трансуральской магистрали Пермь − Кунгур− Екатеринбург.

23 сентября 1946 года созданы Пермское, Чусовское, Кунгурское и Кизеловское отделения Пермской железной дороги. 

Уральская железная дорога несколько раз меняла свое название. В 1900 году ее объединили с Пермь-Котласской и дали наименование Пермская железная дорога. Она просуществовала до 1937 года, а затем была названа «имени Л. М. Кагановича» и в 1944 году разделена на Свердловскую и Пермскую. В 1953 году их объединили в одну под названием Свердловская железная дорога.

В настоящее время – это Свердловская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги». Пермское отделение называется «Пермский регион обслуживания Свердловской железной дороги». Центральной узловой станцией является Пермь-Сортировочная.

Список литературы:

1. Гайсин, О. Д. Город Пермь и железнодорожное строительство на Урале в 1870−1890 годы / О. Д. Гайсин. – Текст : непосредственный // Город Пермь в промышленном развитии России: исторический опыт и современный потенциал : материалы научно-практической конференции (Пермь, 25 октября 2018 года). – Пермь, 2018. – С. 77−101.

2. Дмитриев, А. [1874 г.] / А. Дмитриев. − Текст : непосредственный // Летопись губернского города Перми с 1845 по 1890 года / А. Дмитриев. – Пермь, 1890. – С. 49.

3. Мильман, Э. М. История первой железнодорожной магистрали Урала/ Э. М. Мильман. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1975. – 191 с. – Текст : непосредственный.