13 августа отмечается Международный день левши

13 августа отмечается Международный день левши

Праздник посвящен людям, которые предпочитают пользоваться левой рукой. Сегодня в мире их насчитывается от 3 до 10 %. Цель акции – привлечь внимание общества к проблемам, с которыми сталкиваются левши в праворуком мире; донести до дизайнеров и производителей мысль о том, что необходимо учитывать удобство леворуких при пользовании различными предметами; развеять предрассудки и суеверия, которые окружают левшей на протяжении многих столетий; поощрить научные изыскания в области изучения феномена леворукости.

Мы же, в свою очередь, предлагаем посмотреть на главных виновников этого праздника через призму художественной литературы. Оказалось, что книг, героями которых являются левши, немало. Думаем, что и вам будет интересно по-новому взглянуть на хорошо знакомых литературных персонажей.

И начнем, пожалуй, с самого знаменитого левши. «На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» – таков главный герой повести Николая Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881 г.). «Теперь все это уже "дела минувших дней" и "преданья старины"... Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно...» Сам Лесков говорил: «Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ"». С его легкой руки слово «левша» в русском языке стало именем нарицательным, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера золотые руки, a выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.

Героиня прекрасных сказок «Приключения Алисы в стране чудес» (1865 г.) и «Алиса в Зазеркалье» (1871 г.) Льюиса Кэрролла сама левшой не является, но, тем не менее, в наш перечень она попала. Дело в том, что эти истории словно специально созданы левшой для левшей. Не секрет, что Кэрролл был настоящим левшой, настолько, что в результате переучивания его на правую руку он начал заикаться. А, как известно, все настоящие левши чувствуют себя в мире правшей примерно так же, как Алиса в Зазеркалье. Им неудобно все – начиная от дверей, которые, как правило, открываются под правую руку, и ножниц которые не режут в левой руке. Левшам легче писать левой рукой, зеркально выводя буквы. Может быть, поэтому Зазеркалье Кэрролла такое зазеркальное? Может быть, отсюда любовь Кэрролла все ставить с ног на голову и выворачивать наизнанку?

В знаменитом романе-эпопее «Тихий Дон» (1928–1940 гг.) Михаила Шолохова левшой был его главный герой – донской казак, офицер Григорий Мелехов, образ, называемый литературоведами «открытием в мировом искусстве». «С детства Григорий был левшой. Он и ложку брал левой рукой и крестился ею же. Жестоко бивал его за это Пантелей Прокофьевич, даже ребятишки-сверстники прозвали его "Гришка-левша". Побои и ругань, надо думать, возымели действие на малолетнего Гришку. С десяти лет вместе с кличкой "левша" отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом делать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее...»

Переученной левшой была и Мэгген Клири, или просто Мэгги – центральный персонаж семейной саги «Поющие в терновнике» (1977 г.) Колин Маккаллоу. «Самым тяжким грехом Мэгги оказалось, что она – левша. Когда она впервые осторожно взялась за грифель на первом своем уроке письма, сестра Агата обрушилась на нее, точно Цезарь на галлов. Так началось великое сражение. Мэгги оказалась безнадежной, неизлечимой левшой. Сестра Агата вкладывала ей в правую руку грифель, насильно сгибала пальцы должным образом, а Мэгги недвижимо сидела над грифельной доской, голова у нее шла кругом... Она внутренне деревенела, слепла и глохла; бесполезный придаток – правая рука – так же мало повиновался ее мыслям, как пальцы ног... Сестра Агата выиграла сражение. Утром до уроков она стала привязывать левую руку Мэгги к боку и не развязывала до трех часов дня, до последнего звонка... Так продолжалось три месяца, и под конец она научилась писать правой, но почерк у нее навсегда остался неважный... А потом сестра Агата собрала учеников на молитву, и вся школа хором возблагодарила господа, который в премудрости своей направил заблудшую Мэгги на путь истинный. Все чада господни пользуются правой рукой; левши же – дьяволово семя…»

Главная героиня романа «Почерк Леонардо» (2008 г.) Дины Рубиной тоже левша. Она пишет зеркальным почерком, от которого у непосвященных кружится голова (то есть написанное ею можно прочесть только в виде отражения в зеркале). У нее блестящие способности к математике и физике, она гениальная циркачка, невероятный каскадер, она знает о зеркалах все, что можно о них знать. Она умеет видеть прошлое и прозревать будущее. Даже имя у нее особенное, зеркальное – АннА…