ВВерх

125 лет назад братья Люмьер получили патент на «Синематограф»

125 лет назад французские изобретатели братья Люмьер получили патент под номером 245032 на «аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений». Братья Люмьер сконструировали «Синематограф», опираясь на многочисленные открытия, сделанные до них другими изобретателями. Начиная с середины XIX века появилось множество устройств для демонстрации движущихся изображений, а на момент появления люмьеровского «Синематографа» в США уже почти год проходила эксплуатация «Кинетоскопа», разработанного Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном. Тем не менее технология, запатентованная Эдисоном, была рассчитана только на одного человека, и с ее помощью было невозможно демонстрировать изображения на экране.

Братья Люмьер были одними из многих, кто старался усовершенствовать кинетоскоп. Луи Люмьер использовал такую же кинопленку, как и Эдисон, с теми же размерами кадра. Принципиальным отличием стало ее прерывистое перемещение вместо непрерывного в «Кинетоскопе». Это не было новшеством, но в отличие от предшественников Люмьерам удалось создать на основе технических принципов швейной машины наиболее простой и надежный из скачковых механизмов тех лет — грейфер. Грейфер позволял довести соотношение фаз неподвижности и перемещения кинопленки до 2:1, обеспечив большой угол раскрытия обтюратора. В результате возросла выдержка при съемке, а световой поток проекционного фонаря использовался наиболее эффективно.

Для съемки и проекции была выбрана частота 15–16 кадров в секунду, более низкая, чем у аппаратов Эдисона, где этот же параметр составлял 30–40 кадров в секунду. Выбор объясняется малой исследованностью вопроса и невозможностью осуществлять прерывистое перемещение кинопленки с более высокой скоростью без ее повреждения механизмами тех лет. Однако особенности конструкции «Синематографа» обеспечивали более яркое и устойчивое изображение, чем у американского конкурента, и частота 16 кадров в секунду вскоре стала общемировым стандартом для немого кино. По сравнению с конкурирующими конструкциями «Синематограф» был легок и компактен, позволяя вести съемку в любом месте. Этому способствовал ручной привод, абсолютно автономный в отличие от электродвигателей «Кинетографа». Кроме того, аппарат Люмьеров был универсальным инструментом: он стал одним из первых кинокопировальных аппаратов прерывистой контактной печати. При использовании аппарата в качестве кинопроектора напротив откинутой задней стенки устанавливался проекционный фонарь, выпускавшийся для демонстрации диапозитивов. Таким образом для съемки, печати и демонстрации фильма требовался только один аппарат, позволявший осуществлять полный цикл кинопроизводства. Возможность проекции на экран сразу сделала «Кинетоскоп» устаревшим, поскольку американский аппарат был рассчитан только на индивидуальный просмотр фильма через окуляр.

Братья Люмьер и по сей день считаются создателями кинематографа. Впервые аппарат был представлен зрителям 22 марта 1895 года в Париже, а первый платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года. Именно этот день и считается официальной датой рождения кинематографа.