Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»
105 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова
105 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова
Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде в семье генерал майора Генерального штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.
После того как его отец пропал без вести в гражданскую войну семья переехала в Рязань, где его мать снова вышла замуж за бывшего полковника царской армии А.Г. Иванишева.
Закончив семь классов школы Константин поступил в фабрично-заводское училище и после него работал токарем. В 1934 году он поступает в Литературный институт и именно с этого периода начинает публиковать свои стихи. В 1938 году был назначен редактором «Литературной газеты». После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы). Осенью 1939 года впервые отправляется на войну, став сотрудником газеты «Героическая красноармейская» на Халхин-Голе. По сути именно на Халхин-Голе он и начал свою жизнь военным корреспондентом, а последнее что сделал- это успел через 40 лет закончить «Солдатские мемуары». «Солдатские мемуары» включали в себя воспоминания Симонова о жестоких днях войны и своей молодости. Сам Константин Симонов считал, что главное, что он написал о войне это книга «Разные дни войны», которая вышла в свет в 1976 году, в ней в двух томах собраны его военные дневники с 1941 по 1945 г.г. Годы он потратил на то, чтобы создать комментарии к дневниковым записям. Первая часть книги была закончена в середине шестидесятых, но встретила жесткое сопротивление цензуры и не вошла в первое собрание сочинений, также она не вышла отдельным изданием. Цензорам не понравилось как Симонов изложил события начала войны, а именно его взгляд на «внезапность» с которой обрушилась на страну ВОВ и на роль Сталина в этом.
Авторский вариант дневников 1941 года, который не выдержал цензуры вышел под названием «Сто суток войны» только через много лет после смерти Симонова.
Из каждой поездки Симонов привозил огромное количество материалов-статьи, очерки, заметки все они готовились на основе фронтовых блокнотов или прямо по памяти. В командировках он часто писал стихи и привозил их оттуда. Это были те самые стихи Симонова, которые с нетерпением ждала страна, которая воевала.
Самым значимым и важным из всех стихотворений Симонова стало стихотворение «Жди меня» , именно оно было опубликовано в газете «Правда» в феврале сорок второго года. В сборниках «Лирика-41» и «С тобой и без тебя» вошли стихи Симонова из его дневников и другие стихи 1941 года .
Третья часть, которая составляла «Разные дни войны»- это проза. Журнал «Москва» опубликовал две небольшие повести сорок первого года: «Пантелеев» и «Левашов».
Таким образом в творчестве Симонова можно разглядеть две параллельные линии. Первая линия – это роман «Живые и мертвые» и два его ответвления: «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето».
Война в произведениях Симонова- это что то бесчеловечное и кровавое, она не только закаляет, но и очень ранит души людей. Герои Симонова воспринимают войну как долг и даже в бесчеловечных обстоятельствах они пытаются сохранить человечность.
Одним из самых главных направлений творчества Симонова является – творчество о войне.
Одной из самых важных проблем для Симонова является цена победы, ведь война невозможна без жертв, потерь и крови. Эта тема красной нитью проходит через его произведения.
Чувства, с которыми он жил, думая о смерти и вспоминая 41 год он изложил в строках о войне:
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Война стала для Симонова главным событием, самой главной болью и поэтому стала главным смыслом его литературной и общественной жизни.
В настоящее время наследие Константина Симонова огромно, и настолько ценное и удивительное именно тем, что в такое тяжелое военное время он помогал людям жить своими строками, вселяя в них надежду на лучшее. Именно это мы сейчас видим и чувствуем, когда читаем его книги. По-прежнему читая его стихи о любви, сердце людей замирает и они представляют ожившие картины его слов, которые так были нужны как тогда, так и сейчас.
16+