ВВерх

«Резьба по линии жизни»: выставка к 150-летию со дня рождения Сергея Коненкова

Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей на выставку, посвященную юбилею советского скульптора, художника Сергея Коненкова (1874−1971).

«Коненков всегда стремился шагать "плечом к плечу" со своим великим временем, выразить в искусстве главные черты его облика, его радости и боль, его нынешний день и чаяния о грядущем. В первую очередь именно эта горячая, искренняя отзывчивость на коренные общественные проблемы жизни помогла скульптору завоевать редкостное творческое долголетие». Приводя эти слова, издание за авторством Александра Каменского «Сергей Тимофеевич Коненков» от издательства «Советский художник» 1962 года сразу настраивает читателя на своевременность творчества художника. С первых страниц, смотря на работы скульптора, невольно замечаешь близость Коненкова к народной жизни, тяготение к фольклорным, сказочным мотивам, а позднее – преломление традиций античности и Возрождения в индивидуальное и личное, присущее непосредственно коненковскому почерку. Книга дает представление о становлении Коненкова, его родных местах и учебе, поездках, художественных поисках, о вдохновении и трактовках того или иного произведения. Здесь можно найти фотографии гипсового «Самсона, разрывающего узы», деревянных «старичков» и даже самого Паганини, мраморного Баха и Мусоргского, проект памятника В. И. Ленину, бюсты судей и психиатров, не обошлось и без Александра Сергеевича Пушкина, эффектно сложившего руки на груди. Живой голос скульптора «звучит» в приведённой в издании речи на Первом Всесоюзном съезде советских художников, в газетных публикациях. В конце книги приведен список скульптурных произведений, а также список выставок, в которых успел поучаствовать Коненков.

Еще одно большеформатное издание − ­это великолепный альбом «Сергей Коненков» от издательства «Аврора» 1977 года. Издание целиком и полностью занимают изображения работ скульптора. Несмотря на то, что книга не нова, качество приведенного иллюстративного материала безупречно, словно отправляешься в путешествие по музею. На последних страницах альбома размещен каталог.

В числе прочих, произведения Коненкова приведены в антологии «Русская скульптура» от издательства «Советский художник» 1966 года. Составитель и автор вступительной статьи А. Каганович рассказывает, как протекал процесс зарождения русской скульптуры, как она эволюционировала с течением времени, кем были ее мастера, что они почерпнули из мировой истории скульптуры, и чем они отличались от других. «Крупнейшим мастером ХХ столетия стал С. Коненков, уже в первой своей работе "Камнебоец" показавший органическую связь с лучшими традициями русского реализма. Это один из сильнейших образов предреволюционного искусства, как по своему содержанию, так и по художественным достоинствам, по глубине осознания ценности и значительности человеческой личности. "Камнебоец", показанный художником в состоянии глубокого раздумья, в известной степени стал итогом поисков образа человека труда в искусстве второй половины ХХ столетия».

Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству.

Дата проведения выставки: 5 июля −1 августа
Место проведения: Отдел литературы по искусству (4 этаж, левое крыло)

Вопросы и дополнительная информация: +7 (342) 236-20-98 (доб.109), Миронова Елена Владимировна


Фото: И.С. Гаврикова

16+