ВВерх

Юбилей авиаконструктора Павла Александровича Соловьева

25 июня – 100 лет назад (1917 г.) (по др. источникам 26 июня 1917 г.) родился Павел Александрович Соловьев, почётный гражданин г. Перми, основоположник газотурбинного двигателестроения, генеральный конструктор АО «Пермские моторы».

В апреле 1940 года Павел Александрович поступил на работу в ОКБ-19 (сейчас — АО «ОДК-Авиадвигатель»). В 1948 году он был назначен заместителем главного конструктора, в 1953 году — главным конструктором, а в 1981 — генеральным конструктором ОКБ-19.

В 1960 году под руководством П. А. Соловьёва был разработан двигатель Д-20П для самолёта Ту-124, ставший первым в СССР двухконтурным турбореактивным двигателем. В последующие годы в КБ Соловьёва был разработан ряд двигателей для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31. Его последней разработкой стал двигатель Д-90, который в 1987 году получил в его честь название ПС-90.

Свыше 20 лет он работал по совместительству заведующим кафедрой «Авиадвигатели» и профессором Пермского политехнического института (ныне ПНИПУ).

Признанием научных заслуг П.А. Соловьёва явилось присвоение ему в 1967 году ученой степени доктора технических наук, а в 1981 году Павел Александрович избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Одна из улиц в Свердловском районе г. Перми носит его имя.

П. А. Соловьёв скончался в г. Перми 13 октября 1996 г.

Литература о П. А. Соловьеве, хранящаяся в краевой библиотеке им. А. М. Горького:

Киселев, В. Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева / В. Киселев, Л. Калинина. – Пермь, 1997.

Михайлюк, В. М. АШ и ПС – два секретных конструктора / В. М. Михайлюк // Пермская шкатулка. – Пермь, 2007. – С. 125-135.