ВВерх

«Горьковка» посетила выставку «Гомер-Вергилий-Овидий. Русское время античности»

Выставка «Гомер-Вергилий-Овидий. Русское время античности» – это рассказ о влиянии античной культуры на русское искусство.  Имена Гомера, Вергилия и Овидия стоят в истории античной культуры особняком. Категории сюжета и жанра европейского и русского искусства вырастали из гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», вергилиевской «Энеиды» и овидиевых «Метаморфоз».

«В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча…»

А. Пушкин, «Три ключа»

Уникальный экспонат выставки – греческий сосуд арибалл, найденный Генрихом Шлиманом при раскопках легендарной Трои. Он использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Было интересно узнать, что арибаллы предназначались для мужчин и использовались атлетами для ухода за телом.

Из топи болот вырос город, не похожий ни на одну европейскую столицу. Архитекторы Франции, Италии, Германии и Англии создавали не свои национальные варианты барокко или классицизма, а творили город по законам античности, которая стала важной вехой мировой истории. «Золотой век» русской литературы – это диалог Жуковского и Гомера, Пушкина и Овидия.

По словам куратора выставки Игоря Мартынова, державинские оды, архитектурный классицизм Петербурга, светлое «анакреонтическое горацианство» пушкинской поры – это и есть «русская античность», наследие Древнего Рима.  

«…Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит…»

А. Пушкин, «Три ключа»

Вергилия можно назвать не первым, а единственным поэтом в римской литературе. По свидетельству историка Тацита, народ в театре вставал навстречу Вергилию, воздавая ему такие же почести, как Августу. Античное художественное наследие обретает новое значение в истории русской художественной культуры с именем Пушкина. Выдвигается новая идеология, которая строилась на понимании ценности рядового человека, важности условий его трудовой жизни. Все это представлено в «Медном всаднике» Пушкина. Именно «Медный всадник» широко известен за пределами России. Зал «Вергилий» олицетворяет собой русскую миссию поэта и гражданина.

В выставочном зале расположена инсталляция, представляющая развалины древнеримского города, а этюд Карла Брюллова к его знаменитой картине «Последний день Помпеи» стал ее центром. Здесь же можно познакомиться с потрясающим экспонатом из коллекции Пермской галереи – хрустальной вазой, созданной в 1820-х годах на Стекольном императорском заводе специально для одного из императорских дворцов. При производстве подобных предметов использовалась только ручная обработка и гравировка. Хрусталь, оттененный благородным гранатовым тоном, дополняют изящные бронзовые детали, покрытые позолотой. Музеи обладают всего двумя такими вазами; вторая хранится в Эрмитаже.  

«…Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердце утолит»

А. Пушкин, «Три ключа»

Овидий, как и Вергилий, – поэт времени Августа. Эта эпоха обрела статус нормы и образца. Но судьба поэта трагична: Овидий закончит жизнь в ссылке, вдали от милой ему столицы, среди варваров. «Овидий» –​ античная мелодия Серебряного века русской культуры. Античность русского Серебряного века привораживает графическим эстетством «Апполона» и «Золотого руна». Александр Блок откликнулся на смерть Пушкина стихотворением, посвященным Пушкинскому дому:

«…Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему».

Блок в образе Пушкинского дома кланяется и одному из наиболее значительных, римско-классических ансамблей Санкт-Петербурга. На этом, как говорит Игорь Мартынов, «русская античность» завершилась. "Серебряный век" знаменовал собой исчерпание этого процесса, его эпилог».

​Посетители были восхищены графикой, нумизматикой, фарфоровыми и стеклянными изделиями. Но самое главное, что удивило и потрясло, – это настоящий диалог русской культуры с античным наследием. Также стоит отметить интеграционный характер выставки, ведь она представляет шедевры из фондов Пермской художественной галереи, редкие книжные издания краевой библиотеки им. А. М. Горького и уникальные​ образцы фонда редкой книги научной библиотеки Пермского государственного университета.