ВВерх

Эпитафия шестидесятникам

В ноябре 2016 года на Первом канале состоялся премьерный показ многосерийного фильма, снятого российским режиссером Владом Фурманом по последней книге Василия Аксенова «Таинственная страсть». Для читателей «Горьковки» в отделе литературы по искусству (4 этаж, левое крыло) открыта тематическая полка, где представлены статьи, комментарии и полная авторская версия нашумевшего романа о шестидесятниках.

«Сомневаюсь, что прототипы литературных героев романа когда-либо собирались вместе, как это произошло с героями в главах 1968 года в романтическом Коктебеле под эгидой некоего всемирного духа, называющего себя Пролетающим-Мгновенно-Тающим. Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру. <…> Желание создать образы реальных людей под реальными именами может вызвать у читателя раздражение и отторжение: они, дескать, были не такими, и такого с ними не могло произойти. <…> Что касается мемуарного романа, то он, несмотря на близость к реальным людям и событиям, создает достаточно условную среду и отчасти условные характеры, то есть художественную правду, которую не опровергнешь», – пишет Василий Аксенов в авторском предисловии к роману.

«Герои "Таинственной страсти" – кумиры шестидесятых: Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Евгений Евтушенко, Эрнст Неизвестный, Иосиф Бродский и их оппоненты, непримиримые враги… Аксенов предоставил нам уникальную возможность узнать, как жили эти люди, как сопротивлялись власти, поддавались ей, любили, предавали, отбивали чужих жен, во что верили, чем дышали. И движет всем этим таинственная страсть, которая делает одних великими художниками, а других – предателями и приспособленцами». (Из аннотации к изданию).

Василий Аксенов ушел из жизни 6 июля 2009 года в Москве.

«Нет, все же хорошо, что Аксенов простился с нами именно этим романом, в котором много печали и мало злости. <…> Не знаю, как насчет вечной жизни, но молодость Аксенов своим героям вернул. И в то же время написал им эпитафию. Получается – и себе тоже. А эпитафия – это такой жанр, который не пристало судить по меркам эстетики». Латынина, Алла. «Эпитафия шестидесятникам. Последний роман Василия Аксенова» / А. Латынина // «Новый мир». – 2010, февраль. – № 2. – С. 153-160.