ВВерх

ГлавнаяСобытияЭлектронные ресурсы

Арт-портал «Мировая художественная культура»

Арт-Портал «Мировая художественная культура» − это иллюстративно-образовательная платформа, которая сочетает тексты, написанные известными искусствоведами, и прекрасные иллюстрации.

Ресурс содержит коллекции электронных изображений в высоком разрешении: репродукции картин, фотографии скульптур, памятников, эскизы театральных декораций и многое другое.

Для более удобного поиска и изучения, материалы портала скомпонованы по видам искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство, книжная миниатюра.

Изображения на портале сопровождаются подробным описанием, которое включает аннотацию, историю создания шедевра, смысл и значение, а также названия материалов, которые были задействованы в создании объекта искусства.

Обратимся к нескольким работам мастеров:

1. Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани

Автор: Леонардо да Винчи
Год: 1490
Материал: Дерево, масло

Описание: Мы видим хрупкую девушку с легкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках горностая, прижимая его к себе тонкими пальцами. В Средние Века считалось, что горностай умирает, если теряет свою белизну. Поэтому он символизировал чистоту и добродетель девушки. На ее голове − прозрачный чепчик; единственное украшение − ожерелье из темного жемчуга. Большие глаза внимательно смотрят куда-то в сторону, а маленький рот чуть тронут улыбкой. Точного имени девушки мы не знаем.

Ссылка

2. Портрет мадам Помпадур

Автор: Франсуа Буше
Год: Около 1750
Материал: Холст, масло

Описание: Мадам Помпадур была фавориткой короля Людовика Семнадцатого. Естественно, что Буше, придворному художнику, приходилось неоднократно рисовать ее портреты. Этот портрет − небольшого размера. Мадам Помпадур одета в очень нарядное синее платье в стиле рококо, украшенное многочисленными бантами и цветочками. Ее поза элегантна и изысканна, она слегка опирается на подушки. В руке она держит раскрытую книгу, на лице ее задумчивость, она словно размышляет о прочитанном. На данной картине мадам Помпадур не так весела и игрива, как на других портретах. Буше придал ее облику серьезные, поэтические черты.

Ссылка

3. Голова Тутанхамона на цветке лотоса

Автор: Неизвестный автор
Год: 1333−1323 до н. э.
Материал: Дерево, штукатурка, роспись

Описание: Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.). На этом скульптурном изображении голова Тутанхамона показана на цветке лотоса, помещенном на основание. Оно голубое, олицетворяет среду, где растут цветы. В Египте было известно два вида лотосов – белые и голубые. Форма его бутонов и цветков была частым декором архитектурных композиций, лотос нередко являлся подношением для умерших. Почитание лотоса связано с его природными свойствами – на закате цветок закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а на рассвете раскрывается вновь вместе с лучами восходящего солнца. Вследствие этого лотос ассоциировался с возрождением и солнечным богом, появляющимся на небосклоне после своего ночного путешествия. Способность цветка к возрождению отражена в заклинании, представленном в одной из глав Книги мертвых, знание которого позволяло умершему превратиться в лотос и легче путешествовать по загробному миру. С лотосом изображались и боги, так, в частности, Хор-дитя, по одной из версий, появился на цветке лотоса, божеством лотоса считался Нефертум, корона которого состояла из его пучков. Появление такого предмета в гробнице Тутанхамона глубоко символично и отражает главную цель строительства погребального сооружения и снабжения умершего вещами, которые окружали его при жизни, – возможность воскрешения.

Ссылка

4. Эскиз костюма Гамадриады для балета «Мидас»

Автор: Мстислав Валерианович Добужинский
Год: 1914
Музей: Частное собрание

Описание: Костюм Гамадриады (древнегреческой нимфы деревьев) был выполнен Добужинским для Русского балета Дягилева в 1914 году. Подготовка балета «Мидас» к постановке шла фактически в экстренном режиме и составила всего двенадцать дней. Сам художник писал Станиславскому из Парижа, что костюмы принесли всего за 15 минут до начала спектакля. Премьера балета состоялась 2 июня в парижской Гранд-опера. Несмотря на множество заминок и осложнений («Все сделано плоховато и многого не оказалось»), балет прошел под аплодисменты публики. В письме жене Добужинский признавался: «Все, кто говорил со мной, говорят, было красиво и свежо и сей балет приятен».

Ссылка

Читателям Горьковки предоставляется бесплатный доступ к Арт-Порталу «Мировая художественная культура». Для входа в личный кабинет необходимо получить индивидуальные логин и пароль в отделе электронных ресурсов и периодических изданий (2 этаж, правое крыло). После регистрации открывается возможность для создания в профиле собственных галерей путем сохранения понравившихся изображений.

Приятного изучения!

Автор публикации: А.И. Поденщикова

Источник изображений: Арт-портал «Мировая художественная культура», Freepik

12+