Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»
880 лет со дня рождения японского живописца Тоба Сёдзо
880 лет со дня рождения японского живописца Тоба Сёдзо
31 июля в далеком 1053 году (XI век) родился Тоба Сёдзо, один из основоположников японской монохромной живописи. Его настоящее имя: Какую, Тоба Сёдзо, что дословно означает «Епископ из Тоба» (Тоба – город близ Киото). Он был не только живописцем, но и монахом.
Про жизнь епископа из Тобы мы знаем немного. Известно, что он сын ученого из рода Минамото-но-Такакуни. Совсем юным поступил в монастырь Кодзандзи и прожил там всю жизнь, пройдя длинный путь от послушника до первосвященника. Примерно в 1138 году он стал первосвященником, а затем и руководителем буддийской школы Тэндай.
Тоба писал, как на буддийские, так и на сатирические темы. Его произведениям присущи развитое графическое начало и острая композиционная динамика, что можно увидеть на свитках «Легенды горы Сиги» (монастырь Тёгосэнсидзи, Нара), «Играющие звери» (монастырь Кодзандзи, Киото). Именно здесь видна мастерская работа кистью и замечательная анимация.
Ему также приписываются первые работы в стиле тёдзюгига («Весёлые картинки из жизни животных», другими словами, − карикатуры), которые считают первой мангой (японский комикс), и идея замены картинок по ходу повествования, поскольку первые упоминания о японских историях в картинках относятся к XI-XII веку, как раз тогда Тоба писал свои юмористические истории о животных, пародирующих людей из высшего общества. Все истории написаны тушью на 4-х свитках без сопроводительного текста и читаются так же, как современные японские книги и манга: справа налево. Все они хранятся в Национальном музее Киото.
Другим доказательством того, что изображения животных в стиле тёдзюгига принадлежат Тоба, является то, что использованный тип живописи на свитках происходит от традиции буддийской монохромной живописи, которая процветала в периоды Хэйан и Камакура и использовалась для изображения буддийских божеств в их правильной иконографической форме.
До конца жизни Тоба служил и писал в монастыре в Киото. Возможно, в своих работах он хотел выразить свою преданность монастырю и отношение к обществу. Однако, самое главное − то, что его работы внесли неоценимый вклад в развитие традиционной японской живописи.
Источники:
16+