880 лет со дня рождения японского живописца Тоба Сёдзо

880 лет со дня рождения японского живописца Тоба Сёдзо

31 июля в далеком 1053 году (XI век) родился Тоба Сёдзо, один из основоположников японской монохромной живописи. Его настоящее имя: Какую, Тоба Сёдзо, что дословно означает «Епископ из Тоба» (Тоба – город близ Киото). Он был не только живописцем, но и монахом.

Про жизнь епископа из Тобы мы знаем немного. Известно, что он сын ученого из рода Минамото-но-Такакуни. Совсем юным поступил в монастырь Кодзандзи и прожил там всю жизнь, пройдя длинный путь от послушника до первосвященника. Примерно в 1138 году он стал первосвященником, а затем и руководителем буддийской школы Тэндай.

Тоба писал, как на буддийские, так и на сатирические темы. Его произведениям присущи развитое графическое начало и острая композиционная динамика, что можно увидеть на свитках «Легенды горы Сиги» (монастырь Тёгосэнсидзи, Нара), «Играющие звери» (монастырь Кодзандзи, Киото). Именно здесь видна мастерская работа кистью и замечательная анимация.

Ему также приписываются первые работы в стиле тёдзюгига («Весёлые картинки из жизни животных», другими словами, − карикатуры), которые считают первой мангой (японский комикс), и идея замены картинок по ходу повествования, поскольку первые упоминания о японских историях в картинках относятся к XI-XII веку, как раз тогда Тоба писал свои юмористические истории о животных, пародирующих людей из высшего общества. Все истории написаны тушью на 4-х свитках без сопроводительного текста и читаются так же, как современные японские книги и манга: справа налево. Все они хранятся в Национальном музее Киото.

Другим доказательством того, что изображения животных в стиле тёдзюгига принадлежат Тоба, является то, что использованный тип живописи на свитках происходит от традиции буддийской монохромной живописи, которая процветала в периоды Хэйан и Камакура и использовалась для изображения буддийских божеств в их правильной иконографической форме.
До конца жизни Тоба служил и писал в монастыре в Киото. Возможно, в своих работах он хотел выразить свою преданность монастырю и отношение к обществу. Однако, самое главное − то, что его работы внесли неоценимый вклад в развитие традиционной японской живописи.


 
Источники:

16+